«Давайте будем давать им имена, придумывать про них истории»: легенды и факты о минских скульптурах на крышах
Проходя мимо молчаливых свидетелей советской истории нашего города, стоит обратить внимание на скульптуры, расположившиеся будто над ходом времени.
Они живут, словно небожители, на крышах домов.
И если раньше полубоги восседали на фасадах католических храмов, то герои нового времени перебрались под крыши знаковых зданий для советского общества.
Роман Абрамчук, культуролог и экскурсовод:
Не секрет, что большей частью монументальные скульптуры на минских крышах – это наследие соцреализма. Появились они преимущественно после войны. Однако, есть интересные, хорошие исключения, с которыми мы также познакомимся.
И начнём с дома на улице Красной.
Минский Парфенон – Дворец профсоюзов.
Построенный в те же 50-ые по проекту Владимира Ершова, он до сих пор считается образцом советской монументальной архитектуры.
Символом мира – голубем – венчается композиция «Слава труду».
Инженеры, военные, спортсмены, колхозница и студенты – все на кого, опирается новое общество, все здесь, под одной крышей.
Почему на крыше МВД стоит скульптура богини земледелия?
Советское руководство после революции ставило своей целью радикально изменить облик всех городов. И это планировалось сделать именно с помощью скульптуры.
Роман Абрамчук, культуролог и экскурсовод:
Дело в том, что в наших широтах фрески не сохраняются на стенах – у нас плохой климат. И по этой причине, скульптура из некоторых материалов – более долговечна. Но, опять же, как он сказал в этом декрете: неважно, из какого материала, важно – быстро и сразу заменить все скульптуры царей, героев царской России на новых героев: революционеров, педагогов и так далее. Что и начали делать уже в 20-ые годы, а после войны дошли до более стойких материалов, всё делалось более планомерно и целенаправленно.
«Инженеру больше всего от птиц достаётся»: история скульптур на «Воротах Минска»
Минские исполины достойны нашего взора. Каких бы целей они не преследовали в начале своей жизни, сейчас они – лишь памятники, которые мы можем сохранить и полюбить за их прямоту и наивность.
Роман Абрамчук:
Давайте будем их любить. Может быть, давать им имена, придумывать про них истории, легенды, писать о них стихи.
Может быть, кому-то посчастливится до них дотронуться.