Давно известный факт, что одна из основных целей на первой ступени общего среднего образования — развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Начало обучения в школе всегда является переломным моментом в жизни любого ребенка, характеризующимся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Ребенок попадает в новую среду…

А перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто вчера ходил в детский сад, вырастить не только здоровым, но и — обязательно — инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.

Работа учителя в начальной школе — это не только выявление творческих способностей учеников, а их целенаправленное развитие. И ложится она на учителя. А ведь у многих детей способности не  сразу проявляются, они спрятаны глубоко внутри.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.

Зачастую можно видеть такую ситуацию: изнывающий за партой, невнятно бормочущий у доски и смотрящий пустыми глазами на учителя, ученик буквально преображается, как только прозвенел звонок с урока. Здесь тебе и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и такая изобретательность, что просто диву даешься. А разница проста: из объекта деятельности ребенок превращается в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. Ребенку необходимо творить. Ведь творчество  неотделимо от знаний и умений.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Поэтому я считаю, что можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации к  учению младших школьников.

А развитие творческих способностей ведет к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания, как на уроках, так и вне школы, пробуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности,

Необходимо заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Работая с третьеклассниками (как на уроках, так и во внеурочной деятельности) на протяжении прошедшего учебного года, я еще раз убедилась, что видимый успех ребенка в глазах других закрепляется в сознании, и на выходе мы видим результат вложенного труда. Творческие уроки, внеклассные мероприятия, коллективная работа — все это, благодаря дружеской атмосфере и комфорту, созданным во время совместной деятельности, помогает учителю по-своему «открывать» ребенка, облегчает дальнейшую работу по обучению и воспитанию детей.

Ирина ЧУБОК, учитель начальных классов ГУО «Плисская средняя школа им. В.А. Микулича».

На снимке: момент внеклассного мероприятия в Плисской СШ им. В.А. Микулича.

Фото автора.

Информацию читайте в номере 189-172 от  27.06.2018 г.