Интересные и необычные музеи очень быстро становятся популярными и посещаемыми, придают городу дополнительную изюминку. У Витебска таких изюминок много, и музей истории витебского трамвая – одна из них.

Почему такой музей появился именно здесь? Все просто – Витебск стал первым белорусским городом, где появился этот вид транспорта.

История витебского трамвая начинается в далеком 1896 году, именно тогда витебская управа заключила договор с гражданином Франции Фернаном Гильеном, этот договор предполагал в городе строительство электрического трамвая. В нем было оговорено, что Гильен получает концессию на строительство и эксплуатацию трамвая в Витебске на сорок лет. Он должен был построить за свои деньги электрическую железную дорогу со всем необходимым для нее, включая электростанцию мощностью 425 кВт. К слову, строительство этой электростанции стало невероятной удачей для города. С ее помощью освещался губернаторский дворец, штаб Двинской военной округи, суд, гостиница, лазарет и театр.

В мае 1898 года первый трамвай выехал на маршрут. Что показательно, в Москве этот вид транспорта стал использоваться только через год, а в Санкт-Петербурге – через девять лет. Витебский трамвайный парк состоял из 18 моторных и 16 прицепных вагонов. Длина линии была 5,1 км. Ежегодно трамваи Витебска приносили своим акционерам доход в 20 тысяч франков.

К слову, в начале 20-х годов XX века в почетные машинисты Витебска был принят Владимир Ильич Ленин.

ГОРОД ПЕРВОГО ТРАМВАЯ

Музей истории витебского трамвая начал свою работу в 1966 году. Инициатором создания такого интересного заведения стал начальник отдела кадров трамвайного управления Л.А. Забелло. В 2002 году музею присвоили звание «Народный музей».

Располагается этот культурный объект в административном здании трамвайного депо по 5-й улице Фрунзе, 7.

Его экспозицию можно разделить на пять отделов, каждый посвящен определенному временному периоду. Первый отдел рассказывает о строительстве и пуске витебского трамвая и охватывает 1897-1917 годы. Затем идет история этого вида транспорта на протяжении 1918-1941 годов. Третий отдел посвящен периоду Великой Отечественной войны. В четвертом можно узнать о послевоенной истории витебских трамваев вплоть до 1970-го года. И, наконец, последний раздел охватывает историю трамвая до наших дней.

В музее можно осмотреть более двух тысяч экспонатов, включая различные документы, макеты вагонов, фотографии и картины, схемы маршрутов, диаграммы и др. Кроме того, здесь стоит старинный трамвайный вагон, который был поставлен на пьедестал к 110-летию трамвайного движения в Витебске.

Подготовила Н.ТЫШКОВСКАЯ.