Рыгор Астапеня: Соглашение между Беларусью и ЕС кардинально отношения не изменит
25.06.2018 08:52
—
Разное
Речь тут, скорее, о структуризации того, что уже существует в белорусско-европейских отношениях, и, можно сказать, некоторой их модернизации.
Соглашение о приоритетах партнерства Беларуси и Европейского союза будет подписано в этом году, сообщил еврокомиссар по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнес Хан во время своего визита в Беларусь 21-22 июня. «После встреч с президентом и министром иностранных дел я уверен, что очень скоро это соглашение будет готово, и мы его подпишем в этом году. Оно станет основой для более интенсивного сотрудничества между нами, укрепит наши экономические отношения», - сказал Хан. Глава МИД Беларуси Владимир Макей отметил, что «заключение этих приоритетов партнерства очень важно, потому что это создаст почву для более тесного взаимодействия между Беларусью и ЕС».
Слова о готовности документа и его скором подписании звучали и раньше, однако сейчас, как считает политолог Рыгор Астапеня, можно действительно рассчитывать на появление соглашения. «Во-первых, об этом сказал сам еврокомиссар, думаю, он человек все же более ответственный, чем белорусские чиновники. Он, скажем так, более подотчетный и контролируемый другими институциями, поэтому и более осознает свои слова. Во-вторых, соглашение давно готово — мешают проблемы политические, в первую очередь позиция Литвы, которая считает, что Евросоюз должен сначала четко определиться с позицией по атомной электростанции в Островце и требует от Беларуси выполнения ряда условий», - сказал в интервью Thinktanks.by Рыгор Астапеня. И пока, по его словам, остается непонятным, как будет решаться вопрос с Литвой.
По мнению политолога, соглашение само по себе «не является чем-то сверхуникальным, там нет ничего кардинального для нынешних взаимоотношений Минска и Брюсселя». «Да, возможно появится больше проектов технического сотрудничества и денег на эти проекты, но это не меняет общее положение дел, - считает эксперт. - Конечно, благодаря соглашению будет более интенсивное развитие белорусско-европейских контактов, но речь тут, скорее, о структуризации того, что уже существует в отношениях Беларуси и Евросоюза, и, можно сказать, их модернизации. Но, как мы видели на примере нашей экономики, модернизация по-белорусски — это не обязательно большой рывок вперед».
Модернизация Восточного партнерства с учетом союза с Москвой
Беларусь заинтересована в использовании конструктивного потенциала Восточного партнерства для преодоления разделительных линий и восстановления доверия, заявил министр иностранных дел Владимир Макей после 10-го раунда неформальных министерских диалогов ВП. Макея сослался на мнение делегаций всех шести стран ВП о необходимости развития прикладных форм взаимодействия, связанных с ощутимыми социально-экономическими преимуществами для стран-участниц ВП и ЕС.
"Налицо понимание важности укрепления многостороннего формата Восточного партнерства на основе значимых и актуальных для всех стран-партнеров проектов и программ, — сказал Макей. — Мы говорили, что Восточное партнерство должно быть ориентировано на достижение конкретных результатов, должно быть прагматичным и привести к тому, чтобы рядовые граждане наших стран почувствовали отдачу от этой инициативы".
«Восточное партнерство все же задумывался как геополитический проект. Даже если мы говорим, что он напрямую не направлен против интересов России, но ведь подразумевается, что чем больше Европы в этом регионе, тем меньше России. Поэтому господин Макей говорит довольно здравые речи с точки зрения союзника Москвы, что это проект не должен быть направлен против России, что нужно как-то уменьшать вот эту геополитическую составляющую. Это очевидная позиция главного союзника России, - сказал Рыгор Астапеня. - И о деньгах — тоже довольно рациональные слова. Если нужны инфраструктурные проекты, но на это нет денег, то зачем туда звали Беларусь — такой вопрос вполне представляется возможным от Минска. Без денег, а только чтобы против России? Тогда для Беларуси выигрыш абсолютно непонятен. Тем более, что подписание каких-то экономических соглашений с ЕС затруднено тем, что часть белорусской суверенности передана в евразийскую экономическую комиссию, мы здесь ограничены в своих возможностях. Поэтому понятно, что Беларусь должна на что-то давить, в чем-то убеждать, что-то просить в рамках ВП. И эти инфраструктурные проекты выглядят наиболее логичными в таких условиях».
Игнорировать не получится
«В Минске сейчас есть безусловное понимание того, что отношения с Западом должны поддерживаться и поддерживаться на довольно теплом уровне. В сегодняшних условиях Беларусь не может игнорировать Запад, как это было в конце 90-х или начале нулевых, когда помощь, дотации России были гигантскими. Сегодня у России таких возможностей и желания нет», - отметил Рыгор Астапеня.