Прагматизм и распутство: Беларусь в новом докладе о «Финансовой стабильности»
25.06.2018 09:02
—
Разное
Нацбанк опубликовал ежегодный доклад «Финансовая стабильность в Республике Беларусь в 2017г.». Это качественная работа самого профессионального в сфере экономической политики органа госуправления. Команда Павла Каллаура, председателя правления Нацбанка, продолжает неравный бой за экономическую грамотность, денежную ответственность и национальную конкурентоспособность.
РУКИ СВЯЗАНЫ МАНДАТОМ
Каким бы убежденным в важности жесткой монетарной политики ни было руководство Нацбанка, оно в значительной степени является заложником существующей модели. Имеющийся в руках Павла Каллаура мандат не позволяет ему заниматься структурными реформами и созданием новых рыночных институтов. Роль Нацбанка сводится к функции чистильщика и антикризисного управляющего, которому четко обозначили рамки действий. Он, как пианист, играет как умеет, но за кухню в ресторане, качество обслуживания и цены не отвечает.
Нет сомнений, что Нацбанк играет ключевую роль в борьбе за снижение инфляции в последние два года. За январь-май 2018г. он сумел взять под контроль денежную массу, депозитно-кредитные операции, а также существенно умерил аппетиты госпредприятий на льготные кредиты и бюджетные дотации. Он может лишь указывать на проблемы и риски в секторах экономики и сферах ответственности других органов. Своим докладом о финансовой стабильности он это и делает: «Наиболее значимым риском, оказывающим негативное влияние на устойчивость банковского сектора, в 2017г. являлся кредитный риск. Это выразилось в сохранении на высоком уровне доли проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на фоне отсутствия значительных положительных изменений финансовых показателей деятельности предприятий реального сектора экономики, в первую очередь - государственных».
Можно сколь угодно долго говорить о плохих кредитах убыточных предприятий, но если нет политической воли очистить экономику от них, рекомендации Нацбанка повисают в воздухе. Экономический рост в 2017г. был. Финансовое положение предприятий немного улучшилось, но далеко не у всех.
РОСТ ВВП - ОЖИРЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
Нацбанк прав: «Произошедшее улучшение показателей не носит устойчивого характера и во многом связано с внешними по отношению к сектору факторами (благоприятные курсовые и внешнеэкономические ценовые факторы). В 2017г. не произошло существенных улучшений в структуре и эффективности распределения финансовых ресурсов». В 2018г. внешнеэкономическое, нефтяное везение продолжается.
Однако на фоне роста ВВП за январь-май 2018г. на 4,7%, промышленности на 8,3%, инвестиций в основной капитал на 15%, финансовой стабильности на уровне коммерческих организаций больше не стало.
Справка «БелГазеты». За 2017г. чистая прибыль выросла аж на 54,8%, до BYN8,47 млрд. Доля убыточных предприятий сократилась на 3,9 п.п., до 15,3%, а сумма убытка на начало 2018г. составила BYN2,4 млрд. (сокращение на 8,5%). Убыточными были 1127 организаций. По состоянию на 01.05.2018г. убыточными стали 1470 коммерческих организаций. Сумма чистой прибыли в январе-апреле 2018г. по сравнению с аналогичным периодом 2017г. сократилась на 47,3%. Несмотря на быстрый рост ВВП, объем чистого убытка убыточных организаций не сократился, а доля убыточных предприятий по итогам I квартала составила 20,3%, что на 5 п.п. больше, чем было на начало года.
За 2017г. кредиторская задолженность увеличилась на 15%, до BYN45,53 млрд., просроченная - на 5,5%, до BYN7,23 млрд. (15,9% от общей кредиторки). По состоянию на 01.05.2018г. она составила BYN45,14 млрд., а просроченная - BYN7,7 млрд. (рост с начала года на 6,5%). Дебиторская задолженность за 2017г. увеличилась на 11,8%, до BYN33,48 млрд., из которых просроченная - BYN7,1 млрд. (рост на 2,9%). За первые 4 месяца 2018г. дебиторка увеличилась на 5,8%, до BYN35,44 млрд., из которых просроченная - BYN8 млрд. (рост на 13,3%).
За 2017г. долги по кредитам выросли на 11,5%, до BYN66,15 млрд., из которых просроченные уменьшились на 6,6%, до BYN2,46 млрд. По состоянию на 01.05.2018г. задолженность по кредитам составила BYN68,99 млрд., на 4,3% больше, чем было на начало 2018г. Объем просроченных кредитов увеличился на 4%, до BYN2,56 млрд. Как видим, валовой рост не сопровождается сокращением кредитной нагрузки и улучшением качества коммерческой работы предприятий и банков.
За 2017г. активы банков, подверженные кредитному риску, выросли на 7,5% и составили BYN43,2 млрд. в эквиваленте. Активы в нацвалюте увеличились на 22,7%, активы в инвалюте, наоборот, уменьшились на $0,4 млрд., в эквиваленте на 3,7%. «В 2017г. на фоне замедления кредитных процессов величина показателя, характеризующего общий уровень подверженности банковского сектора кредитному риску, увеличилась и на конец года составила 65,5% (59,8% на начало 2017г.)». На начало 2018г. объем проблемных активов банковского сектора составил BYN5,5 млрд., увеличившись за 2017г. на 8%, или на BYN0,4 млрд. Доля проблемных активов в общей сумме активов банковского сектора, подверженных кредитному риску, увеличилась с 12,79% на 1 января 2017г. до 13,14% на начало 2018г. При этом банки продолжают терять самый надежный источник своего финансирования - деньги вкладчиков. Привлекательность вкладов вкупе с ограниченными доходами населения не позволяют надеяться на приток «живых» денег от домашних хозяйств.
Нацбанк прямо называет самые рисковые для кредитования сектора: сельское, лесное и рыбное хозяйство, промышленность и строительство. «Значительная часть активов, подверженных кредитному риску, сформирована за счет кредитов, предоставленных банками субъектам хозяйствования в рамках финансирования госпрограмм и мероприятий», - звучит, как жесткая оценка качеству госинвестиций и их лоббистам. «Удельный вес задолженности юридических лиц, обеспеченной гарантиями правительства, местных исполнительных и распорядительных органов, в активах банков, подверженных кредитному риску, на 1 января 2018г. составил 11,7%, максимальное значение в течение 2017г. составило 14,8%. Доля проблемных активов данной категории за 2017г. увеличилась более чем в 2 раза (29,1% по итогам года)».
Созданные властями структуры по управлению и нейтрализации проблемных долгов и токсичных активов - Совет по финансовой стабильности и ОАО «Агентство по управлению активами» - не были наделены достаточными полномочиями, подкреплены политической волей, чтобы навести порядок в сфере хотя бы хронических должников банков и бюджета. Поэтому их работа свелась к рассмотрению, анализу, информированию, ведению переговоров, списанию и реструктуризации долгов в рамках традиционной структуры собственности.
КОВАРСТВО ДОЛГОВОЙ ЛОВУШКИ
Очередная большая проблема - валовой и госдолг. «Несмотря на сокращение счета текущих операций, отношение внешнего госдолга к ВВП остается на достаточно высоком уровне. Поскольку госдолг в значительной степени выражен в иностранной валюте, то в случае ухудшения внешних финансовых условий существует риск усиления внешнего дисбаланса».
На 01.01.2018г. валовой внешний долг Беларуси по всем секторам экономики составил BYN39,92 млрд., увеличившись за 2017г. на BYN2,4 млрд. (6,4%). Отношение валового внешнего долга к ВВП снизилось с 78% до 73,4%.
Нацбанк свой долг снижал, а остальные органы госуправления увеличивали. Государственный внешний долг по методике Минфина на 01.01.2018г. составил $16,7 млрд. - на $3,1 млрд. больше (+22,6%), чем было годом раньше. «В 2017г. привлечены внешние госзаймы на сумму $4040,7 млн. и погашено внешнего госдолга на сумму $1029,4 млн.».
Cправка. За I квартал 2018г. валовой внешний долг вырос на BYN182,2 млн., а валовой долг органов госуправления снизился на $330,1 млн. На 01.04.2018г. валовой внешний долг составил 71,2% ВВП (на начало 2018г. было 73,4%).
«Необходимость исполнения значительного объема обязательств по обслуживанию и погашению валового внешнего долга формирует риски для платежного баланса страны: необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов для исполнения предстоящих долговых обязательств, недостаточный объем недолговых источников финансирования, низкий уровень диверсификации долга по валютам и кредиторам, рост внутреннего спроса, сильная зависимость от внешней конъюнктуры», - констатируют эксперты Нацбанка.
С точки зрения внешнего долга Беларусь попала в неприятную ловушку. ФРС и уже ЕЦБ начали монетарную политику удорожания кредитных ресурсов, что грозит серьезными неприятности для развивающихся стран, набравших кредитов в долларах, в меньшей степени в евро.
Это значит, что надежды белорусских властей на то, чтобы перекредитоваться более дешевыми ресурсами, становятся призрачными. Нацбанк в очередной раз указывает правительству на дефективность инвестиционного климата и серьезные недостатки в базовых рыночных институтах. Без них получение недолговых источников финансирования весьма проблематично. Ситуация для нашей страны усугубится в ближайшие два года, когда Россия совершит свой налоговый маневр. Конкурентное давление на белорусских производителей на российском рынке существенно снизит выгоды от благоприятной внешней конъюнктуры, а к работе на других рынках, в первую очередь в Евросоюзе, белорусские предприятия, особенно государственные, готовятся крайне медленно и непоследовательно.