Добавила соли в... одеяло - получился бизнес. История «особенного» проекта
Первый бизнес предпринимательницы Марии Панкратовой проработал недолго. Она взялась за непростую сферу — открыла реабилитационный центр для детей. Но, как признается сама, сделала несколько критических ошибок и бизнес пришлось закрыть. Мария не сдалась — и создала новую компанию по продаже… 20-килограммовых одеял. Как развивался необычный бизнес — читайте в нашей истории.
— До проекта Ideallo у меня был центр для детей с особенностями развития «Алые паруса». В 2014 году я даже открыла второй его филиал и все шло достаточно неплохо, мы участвовали в государственных тендерах по комплексной реабилитации. Но я, как собственник, сделала критические ошибки в управлении.
Было арендовано слишком большое помещение с высокой арендной платой в неправильном месте. От метро до центра идти было всего 20 минут, но для особого ребенка — это много. Сотрудники работали на основе бессрочных трудовых договоров — то есть их просто невозможно было сократить. Ну и, конечно же, не было грамотного финансового планирования.
Особенно тяжело стало в кризис 2014—2015 годов, летом 2015 один филиал пришлось закрыть. А через год — и весь центр. В 2015—2016 я прошла программу бизнес-акселерации и решила сосредоточиться на проекте Ideallo.
Тяжелые одеяла — что это
Идея тяжелых одеял родилась не у нас. Они давно использовались на Западе, изначально — как средство реабилитации детей-аутистов и детей с другими нарушениями развития. В России также были компании, которые шили тяжелые одеяла.
Мы просто решили запатентовать технологию пошива одеял (а еще — тапочек) с гималайской розовой солью. Патент на тапочки уже получен, на одеяла — в процессе. При патентовании продукции главное — обращаться в проверенные компании, специализирующиеся на защите интеллектуальных прав.
Почему мы выбрали именно такой наполнитель? Можно было ограничиться и полипропиленом с гречихой, но нужно было, во-первых, отстроиться от конкурентов, а, во-вторых, увеличить чек, завести добавочную стоимость.
Я знала о целебных свойствах паров розовой соли — ее еще используют в соляных пещерах для профилактики ЛОР-заболеваний. Так и родилась идея совместить одеяла и соль.
Каким образом действует тяжелое одеяло? Оно просто давит на тело, в результате чего в организме усиливается выработка серотонина и эндорфинов. Это помогает снизить тревожность, вызывает чувство расслабления, эмоциональную стабильность. Использование гималайской розовой соли добавляет ему эффект галокамеры или соляной пещеры, то есть способствует профилактике легочных, простудных и кожных заболеваний.
Наши основные клиенты — это скорее взрослые люди, испытывающие хронический стресс и перегрузки, или люди, ведущие ЗОЖ, или которые хотят отказаться от медикаментозных средств, таких как снотворные и успокоительные.
Запуск бизнеса — сложности и особенности
Основная сложность на старте — найти производство, которое возьмется отшивать нестандартный продукт. Я уже не вспомню, на каком огромном количестве предприятий мы побывали, чтобы найти подходящий вариант. И какое количество пробных образцов мы сшили, чтобы отработать технологию.
Основные наши ошибки на старте:
- Попытка сэкономить на закупке тканей и фурнитуры
- Долгая разработка упаковки продукта
- Отсутствие брендирования самой продукции
Инвестиции были минимальными. Первое одеяло мы сшили за 2000 российских рублей (около $ 40) и уже на следующей день продали его за 7000 рублей (около $ 120). В последующие более крупные партии мы максимально вкладывали не более 70 000 рублей (около $ 1200).
Кроме одеял, мы продаем тапочки с солью и грелки. Патент на обувь с наполнителем был получен где-то за 8 месяцев, а патент на одеяла в процессе оформления уже около 1,5 лет.
О команде, продажах и производстве
У нас очень маленькая команда, 2 человека — я и партнер Александр Шикунов. Так сложилось, что он больше отвечает за производство, а я — за продажи.
Наше основное производство находится в Великом Новгороде, там отшивают для нас постельное белье и одеяла. В Подмосковье находится небольшой цех, который отшивает для нас только грелки и тапочки, когда начинается пик заказов. Либо когда клиенту срочно нужен большой объем продукции — например, на корпоративные подарки.
Сначала мы продавали одеяла через социальные сети. Затем стали активно использовать e-mail рассылку и искать небольшие интернет-магазины, которым предлагаем покупать одеяла оптом. Собственных офлайн-магазинов у нас нет, только онлайн. Но мы более ориентированы на сотрудничество с мелкими и крупными оптовиками. И это основной наш канал продаж.
В рекламу мы не вкладываемся. У нас даже нет сайта, отражающего весь ассортимент — только старый лендинг, сделанный фрилансерами. Сегодня мы, конечно, разрабатываем правильный сайт, бренд и т.д. Но, как оказалось, стартовать можно и без этого.
Сейчас мы продаем около 70 одеял в месяц, не считая другой продукции — грелок и тапочек. Стоимость — от 75 00 до 17 500 российских рублей (около $ 125−300) в зависимости от размера и веса одеяла. Пик продаж традиционно приходится на зиму и март, так как в это время много праздников, и одеяла покупают в подарок. Принимаем также индивидуальные заказы.
В среднем себестоимость одеяла составляет четверть от конечной цены. Оптовые цены ниже на 200%, опт начинается от 10 штук. Основная часть расходов — это стоимость материалов (60%) и пошив (30%).
План развития
Создание и разработка любого нового продукта — это всегда интересное приключение, от выбора материалов, фурнитуры до разработки и изменения технологии пошива. Особенно важно, если люди, производящие ваш продукт заинтересованы в сотрудничестве с вами, сами предлагают новые идеи изготовления продукции.
А вывод нового продукта на рынок и его продажи — это рутинная работа, как и в любом бизнесе. Нужно искать клиентов, объяснять ценность продукта и прочее. Особенно — когда продукт специфический, как в нашем случае. Но все равно — важно искренне любить свой продукт и верить в него.
В планах — завершить процедуру патентования одеял, разработать новые модели и дополнить линейку другими товарами для сна. Сейчас активно занимаемся продвижением и хотим достичь планки продаж в 500 одеял в месяц.