Скидка на товар под условием: законны ли действия продавца?
Для белорусских покупателей давно уже стали привычными разноцветные ценники в магазинах, указывающие на товары со скидкой. Однако для многих при оплате товара становится сюрпризом, что скидка, оказывается, действительна только при условии предоставления купона с наклейками, которые выдаются при покупке на определенную сумму.
О том, законно ли в розничных торговых объектах выставлять ценники с указанием цены, которая применяется только при условии предъявления такого купона, рассказал кандидат юридических наук М.Короткевич.
В качестве примера он привел следующую ситуацию. В магазине выставлен товар, ценник на который выделяется цветом. В ценнике указана цена со скидкой, которая устанавливается при условии предоставления купона с вклеенными в него наклейками. Цена со скидкой представлена как приоритетная: указана с размером шрифта, в два раза большим цены за единицу товара, применяемой во всех остальных случаях; обычная цена, без скидки, перечеркнута.
М.Короткевич напомнил, что в п. 1 ст. 465 Гражданского кодекса Республики Беларусь указано, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о предлагаемом к продаже товаре. И среди этой информации законодательством предусмотрена обязанность доведения до потребителя информации о цене товара.
"В рассматриваемом же случае до потребителя доводится в первую очередь цена товара, применяемая при соблюдении определенных условий, что вводит потребителя в заблуждение относительно цены товара, реализуемого без соблюдения этих условий, ведь реальная цена перечеркнута", - пояснил юрист.
"Конечно, это заблуждение легко развеять при приобретении одной единицы товара – в момент оплаты. Однако при покупке большого количества товара это может быть затруднительно", - подчеркнул М.Короткевич.
Он отметил, что установление условий предоставления скидки является правом продавца. В то же время, реализуя данное право, продавец должен соблюдать требования законодательства о ценообразовании, о защите прав потребителей.
"Безусловно, ценники товаров, участвующих в акциях, допустимо выделять цветом, допустимо указание цены товара без скидки и цены со скидкой. Однако указание цены товара, которая применяется только при соблюдении условий, установленных продавцом, большим шрифтом с перечеркиванием цены без скидки, направлено на введение потребителей в заблуждение относительно цены товара. По нашему мнению, в такой ситуации целесообразно привлечение продавца к ответственности", - подытожил М.Короткевич.
Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь