"Хуже чувства не испытывала". Минчанка откровенно рассказывает, как худела и к чему это привело
GO.TUT.BY объявил конкурс «Лучше, чем вчера» — о том, как белорусы отказываются от вредных привычек и выбирают ЗОЖ. Публикуем историю 24-летней Валерии Сильченко, которая на себе испытала эффект «йо-йо» после строгих диет. «У меня нет истории о чудесном похудении на 30 килограммов, — предупреждает девушка. — Но есть другая, которая, как я думаю, будет знакома многим девушкам и женщинам».
«Диета заключалась в том, чтобы не есть ничего»
— Сколько себя помню, я всегда была, как говорят, «в теле». С детства мне говорили: все уйдет в рост. Но я росла, а ничего не менялось. У меня была очень худая подруга, и как-то раз во дворе нас назвали Тимоном и Пумбой из мультфильма «Король Лев». После этого, помню, как пришла домой, взглянула в зеркало и в первый раз по-настоящему увидела, насколько плохо обстоят дела.
Мне тогда было лет 13−14. Тем летом я впервые села на «диету», которая заключалась в том, чтобы не есть ничего. Просто голодать, время от времени (когда совсем невмоготу) позволить себе кусочек хлеба, сыра или ложку каши. То время помню смутно, но осталось в памяти, как я настолько привыкла ничего не есть, что уже и не хотелось. Похудела сильно. Когда после летних каникул вернулась в школу, некоторые не узнали. Тогда я думала, что моя задача навсегда выполнена. Что, естественно, было глупостью.
До 10-го класса снова «припухла». В 11-м — опять начала усиленно худеть на диетах, которые предписывали съедать, скажем, три яйца и один апельсин в день в течение недели (и это в лучшем случае). Делала неимоверное количество кардио: бегала, занималась аэробикой. Стала skinny fat: в одежде казалась стройной, но в купальнике был виден целлюлит и жирок на животе и бедрах.
«Худеть с каждым разом становилось все тяжелее»
В университете бесконечная череда набора веса и попытка его сбросить продолжилась. Мотивация всегда появлялась после того, как видела себя на фотографиях, где я не позировала. Тогда я просто не могла поверить, что это на самом деле я, и это тело — мое. Однако худеть с каждым разом становилось все тяжелее: иногда я могла сильно недоедать неделями, но вес практически стоял на одной отметке. Зато практически всегда возвращалось в полтора раза больше, чем уходило (если вообще уходило). Я искренне не понимала, почему так происходит, говорила, что все дело в генетике, мол, телосложение такое, наследственность (понятие метаболизма казалось какой-то выдумкой).
За все те годы насилия над собой мои отношения с едой стали крайне нездоровыми. Я боялась есть, чтобы, не дай бог, не поправиться. Если я съедала что-то, как мне казалось, запрещенное, я всегда себя «наказывала» часовым кроссом, хотя и так занималась фитнесом три раза в неделю (но без особых результатов). Казалось несправедливым, что некоторые могут есть то, что хотят и когда хотят, в то время как я могу позволить себе только овощи и рис. По этой причине, из-за обиды на весь белый свет, я иногда срывалась и начинала поглощать все, что только могла найти на кухонных полках.
Навсегда в моей памяти останется один случай. После недели жесткой диеты я решила побаловать себя кусочком шоколадки. «Всего один кусочек», — говорила я себе. Однако одной порцией ограничиться не смогла. Я ела и ела до тех пор, пока мне не стало плохо физически. Я осознавала, что больше не хочу, что уже не лезет, но я будто потеряла контроль над своим телом и кто-то другой запихивал в меня этот шоколад. Остановил меня лишь тот факт, что упаковка в 500 грамм наконец закончилась. Хуже чувства я, наверное, не испытывала: жуткая смесь страха, отвращения и жалости к себе. Ужасно осознавать, что проблема настолько завладела тобой, что ты ничего не можешь с этим сделать и остается только подчиниться.
«Была уверена, что не суждено мне иметь красивое подтянутое тело и наслаждаться вкусной едой»
Сейчас я, естественно, понимаю, насколько серьезно обстояли дела и что речь шла о нарушении пищевого поведения. После такой «атаки на еду» следовал этап самобичевания и «физической расплаты» на беговой дорожке. Самое ужасное, что к такому образу жизни я привыкла и бросила все попытки что-то поменять. Была уверена, что не суждено мне иметь красивое подтянутое тело и наслаждаться вкусной едой. Даже сестра как-то сказала: «Я не понимаю, как ты можешь заниматься спортом, сидеть на диетах и не худеть». Значит, не судьба.
Поворотным моментом во всей этой ситуации стало расставание с молодым человеком, который за относительно недолгий отрезок времени помог мне обзавестись кучей комплексов. Он занимался в зале и как-то случайно сказал, что это не для меня, что я бы никогда не смогла. Я тогда еще дико на себя разозлилась за то, что я такая, какая есть. То есть неудачница. После нашего расставания эти слова очень долго не выходили у меня из головы, и я решила доказать ему, что я не слабачка. Хотела заставить его пожалеть, но не в ущерб себе (кстати, недавно при встрече он признался, что раскаивается в своих словах, да и вообще, что он полный дурак).
«Сейчас все по-другому»
Это было два года назад. Сейчас все по-другому. В тренажерный зал я хожу раза 3−4 в неделю, но не потому, что надо, а потому, что мне это нравится. Даже получила сертификат фитнес-тренера. Я постоянно двигаюсь: много гуляю, танцую бачату. В плане питания запретов больше нет, я стала сторонницей гибкой диеты. Теперь понимаю, что пока основу питания составляют продукты, богатые микроэлементами и витаминами, пирожное или шоколадка (время от времени) — не враги, они ни на что не повлияют. Настоящим открытием для меня стало то, что вечером есть можно, хоть перед сном, если голодный. Я, например, могу съесть банан с арахисовым маслом и домашнюю гранолу. Пару лет назад не поверила бы, что это возможно. Важно не время приема пищи, важно ее количество. Спортивных добавок не принимаю, включая протеин. Благодаря кухонным весам отчетливо знаю, сколько белков, жиров и углеводов потребляю. На интуитивном уровне могу определить, что собой представляет одна порция какого-либо продукта, и поэтому всегда ем в меру, голода никогда не испытываю.
Но самое важное это то, что к 24 годам я, наконец, могу сказать, что я себя люблю. Люблю свое тело. Люблю еду, которую я ем, и могу наслаждаться ей. Другого тела у меня никогда не будет. И я хочу, чтобы оно служило мне долгие годы. Думаю, наша любовь к себе в этом и заключается.