Не США единым: зачем европейским стартапам выходить на рынок Китая
Предприниматель и директор консалтингового агентства ECSI Саймон Шнайдер регулярно принимает участие в стартап-мероприятиях по всей Европе. За последний год он отмечает фундаментальный сдвиг во взглядах начинающих предпринимателей: обычно они интересовались, как заручиться поддержкой венчурных фондов США, то теперь всё чаще задаются вопросом, не стоит ли вместо этого стараться получить финансирование в Китае и продвигать компании именно там.
Само возникновение этого вопроса можно объяснить тем, что рынок Европы слишком фрагментирован: здесь есть множество небольших стран со своими языками и культурами. Это заставляет задуматься, есть ли смысл осваивать каждую из них, чтобы получить всего лишь несколько миллионов пользователей, если можно захватить рынок США в 300 млн человек. Но самые дальновидные предприниматели мыслят шире и, сумев найти нишу в своей стране, всё чаще нацеливаются сразу на Китай с населением в 1,3 млрд. Есть 4 момента, которые предпринимателям нужно учесть при выходе на рынки новых стран.
1. Доступ к финансированию
Многие стартапы пока с опаской посматривают в сторону Китая. Но самые отважные понимают, что нужно ловить момент и использовать возможности, который открывает крупнейший экономический бум в истории. В огромной стране горячо приветствуются инновации и люди, которые могут их предложить. В последнее время рынок венчурных инвестиций Китая переживает стремительный взлёт: в прошлом году местные стартапы получили около $60 млрд, что уже близко к $70 млрд, которые собрали начинающие компании США.
Шнайдер обращает внимание на явление, характерное для знаменитых предпринимателей, которые преуспели на Западе: свои новые стартапы они продвигают именно на китайском рынке. Так, основатель успешных компаний в Атланте Джимми Чжун — классический пример талантливого китайского студента, которому удалось сделать состояние в США. Но после экзита с $40 млн из Find Inc. он решил отправиться в Китай, где возглавил два стартапа, связанных с магазинами самообслуживания и блокчейном. Их оценка уже превышает $100 млн. В интервью The Economist на вопрос о своём возвращении в страну он ответил, что находиться в Нью-Йорке было бы для него пустой тратой времени.
2. Доступ к пользователям
Ещё одна привлекательная особенность Китая — огромное население, которое активно пользуется цифровыми устройствами. Согласно подсчётам ECSI, аудитория мобильного мессенджера WeChat насчитывает 1 млрд человек, интернет-магазина Alibaba — 700 млн. Китайские компании занимают лидирующую позицию в мировом финтехе, второе место — в разработке виртуальной реальности, беспилотных автомобилей, носимых устройств, робототехники, дронов и в 3D-печати, третье — в сфере больших данных и искусственного интеллекта.
Но важна не столько масштабность рынка, сколько присутствие на нём большого количества ранних последователей, которые любят новинки и не боятся рисковать. Европейцы, например, всегда восхищаются открытостью американских потребителей инновациям, но сами выбирают только проверенные и признанные продукты. По результатам недавнего исследования, к ранним последователям в технологичной области себя отнесли 60 процентов китайских респондентов. Другая научная работа развеяла устаревший миф о том, что производители Китая меньше, чем американские конкуренты, склонны идти на риск. Они также оказались решительнее как в убеждениях, так и в действиях, когда речь шла о финансовых вопросах.
3. Доступ к талантам и опыт команды на рынке
Америка долгое время была страной мечты для выдающихся учёных и технических специалистов. Сегодня Китай вкладывает значительные средства и усилия в то, чтобы вернуть своих одарённых исследователей и предпринимателей из США. В феврале Financial Times опубликовала статью о том, что китайские фонды при поддержке государства и муниципальных правительств часто проводят мероприятия в студенческих городках американских вузов, где предлагают бесплатное жильё и офисы, а также финансирование — не требуя акционерных прав — всем, кто согласится вести бизнес в городе, который предоставляет инвестиции. Европейские основатели, в свою очередь, предпочитают проводить исследования и разработки на родине (недаром в Европе находятся лучшие технологические университеты и талантливые профессионалы), а вот специалистов по продажам и маркетингу ищут за границей.
Стартапам также нужно помнить и о преимуществах собственной команды. Шнайдер приводит пример британского стартапа, сооснователь которого был американцем. Очевидно, компания выбрала рынок США из-за знания культурных нюансов и опыта работы специалиста на нём. Выходить на рынок абсолютно незнакомой страны для команды может быть намного труднее, чем это кажется на первый взгляд.
4. Открытые процессы
Несмотря на возможности, которые открывает Китай, европейским стартапам не стоит полностью отворачиваться от США. Юридический процесс открытия здесь дочерних компаний прост и прозрачен, благодаря чему предприниматели из Европы могут защитить свои права на интеллектуальную собственность и с лёгкостью продавать и передавать активы при выходе.
В США существуют налаженные за десятки лет практики и мероприятия, которые помогают основателям из Европы закрепиться и развиваться на этом рынке. Например, ежегодное соревнование с призовым фондом $5 млн для иностранных стартапов VentureClash, которое проводит компания Connecticut Innovation с целью привлечь перспективные бизнесы в США. Компания уже помогла завоевать американский рынок стартапам из Ирландии, Израиля, Великобритании и Нидерландов.
Перспектива расширить присутствие стартапа в Китае действительно заслуживает внимания европейских основателей. хотя на вопрос о том, рынок какой из стран — США или Китая — выглядит более многообещающим, нельзя ответить однозначно. Основателям придётся самим взвесить все 4 аспекта, чтобы решить, какой регион лучше подходит их бизнес-модели.