"Невероятный рост всего за год!" - голландский режиссер о белорусском инклюзив-театре
На днях инклюзивный из Минска, в котором играют актеры с особенностями, представил свою пятую премьеру с момента основания – спектакль "Аднойчы ў вялізным горадзе". Его создатели – Семейный инклюзив-театр "і" и компания velcom – обещали яркое и эффектное действо, которого белорусский зритель еще не видел, однако постановка превзошла самые смелые ожидания. Профессиональная игра актеров и сильное художественное решение заставили забыть, что на сцене просто дети и их родители. При этом театр и не думает останавливаться на достигнутом, и следующий шаг – совместная постановка с труппой из Нидерландов.
"Аднойчы ў вялізным горадзе" создан по мотивам рассказа Достоевского "Мальчик у Христа на елке" и позиционируется как 3D-спектакль. Действительно, благодаря постоянно меняющимся проекциям на двух экранах-занавесах оформление сцены выглядит необычно. Но многослойность постановки не только в этом. Во-первых, само произведение великого классика заставляет задуматься о ценностях, жизни по совести и тех ежедневных выборах, которые делает каждый из нас. Во-вторых, драматург Вера Жибуль написала пьесу для "Аднойчы" на белорусском языке, встроив множество отсылок к нашей традиционной культуре. Это новое прочтение Достоевского выглядит очень свежо и современно и в то же время не заглушает голос самого писателя. В-третьих, потрясающее звуковое сопровождение спектакля, для которого используется музыка Игоря Стравинского и Александры Сандлер, очень красивые костюмы, отточенные пластические номера, необычные персонажи – все это тоже слагаемые невероятно сильного эффекта постановки. Наконец, здесь есть скрытые смыслы и двойное дно, которые можно распознать, только зная историю театра "i".
Он появился чуть более двух лет назад по инициативе телеком-оператора velcom на базе творческой студии Ирины Пушкаревой как платформа для социализации детей с аутизмом. Все это время театр пытается решить – причем очень успешно - проблему восприятия особенных людей в обществе. Люди с аутизмом часто оказываются на "обочине жизни", когда в силу особенностей поведения не могут быть приняты обществом. Театр доказал, что такое положение вещей можно изменить: из почти 80 его актеров четверть – дети с особенностями. Они прошли большой путь от страха общения, боязни громких звуков и яркого света до игры на большой сцене перед многочисленной аудиторией. И в день премьеры вряд ли кто-то из непосвященных зрителей смог отличить их от обычных детей. Рассказ Достоевского тоже об этом: о безразличии общества к бедам маленького человека, о нашем каждодневном решении – закрывать глаза на проблемы тех, кому трудно, делать вид, что в сытой жизни нет места для тягот других, или все же увидеть, что за пределами нашего комфортного существования есть те, кому нужна помощь, и протянуть им руку.
Но вернемся к дальнейшим планам театра. Казалось бы, каких новых высот можно достичь, если юные актеры уже играют на уровне профессионалов. Однако театр "i" намерен расширять горизонты, и в ближайших планах – постановка спектакля вместе с голландским театром Kazou, в котором играют исключительно взрослые люди с аутизмом. А его руководитель Ханс Салеминк специально прилетел в Минск на премьеру "Аднойчы", чтобы после нее обсудить совместный проект.
Это уже не первый визит голландца в нашу страну. Знакомство с театром "i" состоялось в прошлом году, тогда Ханс увидел мюзикл "Чыгунка" по пьесе особенного мальчика Кастуся Жибуля. Спустя год режиссер отметил значительный профессиональный рост актеров:
- "Аднойчы ў вялізным горадзе" - великолепная постановка! Смотрите: у меня до сих пор мурашки по телу. По сравнению с прошлым годом я увидел огромный прогресс - намного больше детей, очень профессиональная игра. Я занимаюсь театром более 27 лет, и последние 7 лет это моя ежедневная работа. Поэтому я понимаю, какой колоссальный труд стоит за этим спектаклем. Я очень впечатлен.
Историю для новой белорусско-голландской постановки также сочинил Кастусь. Она называется "Восемь чувств" и посвящена человеческим переживаниям. Вместе с мамой Верой Жибуль юный драматург уже начал перекладывать сюжет на бумагу.
- Я прилетел в Минск в том числе и для того, чтобы обсудить все детали проекта. Для осуществления задуманного нам нужны деньги. Один из вариантов – получить финансирование при содействии посольства Нидерландов через механизмы культурных обменов, при посольстве есть специальный фонд. Заявку нужно написать, перевести на голландский, предоставить в посольство и держать пальцы скрещенными, чтобы проект утвердили и предоставили на него средства, - сказал Ханс.
Рабочая идея – разделить восемь чувств, о которых пойдет речь в спектакле, между белорусской и голландской труппами. Обе компании интерпретируют свою часть как считают нужным. Затем две истории объединятся в полноценный спектакль.
- Работать, я думаю, будем независимо друг от друга. Я с ребятами поставлю нашу часть в Голландии, Ирина Пушкарева – здесь. Но, разумеется, будем общаться, записывать видео репетиций и посылать друг другу, чтобы конечный результат не оказался совсем уж сюрпризом. Но понятно, что эти две части будут различаться, потому что мы сделаем по-своему, а здесь – по-своему. Мне кажется, микс из постановок двух совсем разных театров окажется чем-то очень интересным, - отметил Ханс.
Поскольку две труппы в буквальном смысле говорят на разных языках, вопрос о вербальной составляющей спектакля пока остается открытым. Возможно, основная часть постановки будет пластической.
- Но я пока точно не знаю. Возможно, текст тоже будет присутствовать, и мы сопроводим спектакль субтитрами. Это тоже интересный ход. Или нам понадобится очень подробная программка, - смеется голландский режиссер.
Несмотря на то, что дата премьеры неизвестна, ее место уже определено: Минск.
- Вообще с этим спектаклем уникальная ситуация: можно устраивать две премьеры, одну здесь, другую в Нидерландах. Но вы в этом отношении играете первую скрипку. Наши актеры взрослые, ваши - дети. Им, конечно, важнее отыграть премьеру сначала в Беларуси, чтобы увидели родители, друзья, знакомые, - пояснил Ханс.
Не определен пока и численный состав актеров. Очевидно, что кросс-национальная постановка предполагает частые поездки, поэтому, число актеров вряд ли будет очень большим. По крайней мере, не такой большим, как в "Аднойчы ў вялізным горадзе", где всего было занято более ста человек.
- Пока у нас только план и намерения. Официально еще проект не запущен.
Сценария пока тоже нет, к нему только приступили. Откровенно говоря, я бы хотел немного поучаствовать в его создании. Дело в том, что у наших театров разные подходы. Вы рассказываете сказку, историю, у вас последовательность событий, сюжет. А мы истории "делаем". У нас тоже есть представление, что мы хотим донести до зрителя, но у нас, скорее, не последовательный рассказ, а много действий, - подытожил Ханс.