В середине мая полотно «Лежащая обнажённая» Модильяни продана на sotheby’s за рекордные для этого аукционного дома 157,2 млн долл. Однако аукционная практика показывает: некоторые ценители изящного готовы платить миллионы долларов не только за полотна проверенных мастеров, но даже за отходы.
«Без названия», Сай Твомбли (1970 г.)
Произведения американского художника Сая Твомбли (он умер от рака в 2011 г.) бьют рекорды стоимости чуть ли не каждый год. Его считают одним из родоначальников граффити, так как в своих работах (назвать это картинами язык не поворачивается) он часто использовал буквы, обрывки слов, фрагменты надписей.
Созданное им в 1970 г. полотно «Без названия» - непрерывные спиральные линии на листе бумаги - было продано за 70,5 млн долл. На аукционе Sotheby’s эта работа побила ценовой рекорд и даже обогнала творение признанного гуру ХХ в. Энди Уорхола на 20 млн долл.
Твомбли удостоился чести расписать потолок в Лувре, а также стал одним из троих современных художников, чьи работы хранятся в этом престижнейшем музее.
«Моя кровать», Трейси Эмин (1999 г.)
Это как раз тот случай, когда отходы можно превратить в доходы, если суметь убедить публику в их невероятной культурной ценности. Английской художнице турецкого происхождения Трейси Эмин это удалось. Созданная ею композиция «Моя кровать» впервые была выставлена на всеобщее обозрение в 1999 г.: кровать со скомканными окровавленными простынями, разбросанный вокруг мусор (использованные презервативы, окурки, объедки, тесты на беременность и пр.) сперва восхитили лишь узкий круг прогрессивных творцов нового искусства. Художница утверждала, что провела на постели несколько дней, не в силах побороть депрессию. Однако минули годы, и кровать ушла с аукциона Christie's за 4,3 млн долл. при старте в 1,7 млн долл.