Лукашенко вдруг заговорил о просчетах и ошибках власти. Или не вдруг?

Источник материала:  
22.05.2018 16:34 — Разное

У белорусского МВД поразительно много разных забот — от борьбы против наркотиков до хоккея и даже, как выяснилось на днях, проблем сексуальной ориентации. Официальные источники довольно подробно рассказали, о чем с министром внутренних дел Игорем Шуневичем говорил сегодня Александр Лукашенко.

Нам же гораздо интереснее поразмышлять о том, что президент с министром не артикулировали. Или, может, говорили, но в отчет это не попало, поскольку «не для печати».

Лукашенко вдруг заговорил о просчетах и ошибках власти. Или не вдруг?
Фото kremlin.ru

 

Борьба с наркотиками: перегнули палку?

Когда на встрече 22 мая обсуждалась борьба с распространением наркотиков, Лукашенко спросил министра: «Что у нас там за проблемы? Может, мы где-то допустили просчеты или ошибки при принятии соответствующего законодательства. Я тогда настаивал на усилении законодательства особенно к тем, кто производит и поставляет, продает сюда наркотики. Нам надо строго дифференцировать потребителей и поставщиков. Это естественно. Может, в этой части мы где-то ошиблись».

Вероятно, под «тогда» официальный лидер имеет в виду совещание по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств в декабре 2014 года, когда он, Лукашенко, лично распорядился создать для преступников в наркосфере «невыносимые условия в местах отбывания этих сроков» — такие, «чтобы они, сидя в этой колонии, прямо скажу, смерти просили».

Вообще-то и в тюрьмах есть некие стандарты содержания, подразумевающие хотя бы минимальный гуманизм. Так что распоряжение насчет невыносимых условий само по себе вызывает вопросы. Особенно с учетом того, что в нашей пенитенциарной системе и так, похоже, не особо великие гуманисты работают.

Но здесь нас больше интересует вопрос, почему вдруг Лукашенко вернулся к теме. Причем дважды в относительно коротком пассаже заявил об ошибках властей, что белорусскому президенту не очень-то свойственно.

 

Эхо голодовки матерей

На самом деле эта тема всплыла вовсе не вдруг. Вызовом для руководства страны стала цепь голодовок, проведенных представительницами общественной инициативы «Матчын рух 328».

Это матери, чьи дети загремели по наркотическим статьям на жуткие сроки. Причем в их делах, говорят эти женщины, уйма нелепостей, нестыковок. А воротилы наркомафии и вовсе на свободе.

Активистки хотели дойти до самого Лукашенко, но дошли только до главы его администрации Натальи Кочановой. Вскоре после этой встречи в парламент поступил законопроект «Об изменении некоторых кодексов Республики Беларусь», который предусматривает, в частности, корректировку пяти антинаркотических статей Уголовного кодекса. Но в «Матчыным руху 328» эти поправки сочли слабенькими, недостаточными.

>

Возможно, после сегодняшнего высказывания Лукашенко законопроект подкорректируют в сторону большего смягчения.

В этом сюжете показательна пассивность парламента и других властных структур. Всё в стране решает один человек, остальные ориентируются на его отмашку. Сказано сделать, чтобы зэки «смерти просили» — рады стараться. Сказано гуманизировать закон, а то, видать, палку перегнули — ладно, гуманизируем.

Однако проблема еще и в том, что силовые структуры в Беларуси — вне общественного контроля. А значит, трудно или невозможно определить, в каких случаях люди из МВД действуют (в том числе и в местах лишения свободы) в правовом поле, а в каких — злоупотребляют своими полномочиями. К слову, тогда, в 2014-м, Лукашенко наделил МВД абсолютными полномочиями в том, что касается координации борьбы с наркотиками.

Еще одна проблема заключается в том, что суды у нас де-факто не являются независимыми, в них господствует обвинительный уклон. Так что эти жернова могут стереть человеческую судьбу в порошок, не особо разбираясь в деталях, в том числе и сугубо по ошибке.

Но о политической реформе, реальном разделении властей, общественном контроле над МВД и КГБ у нас на высшем уровне и речи нет.

При этом, однако, власти теряются, когда обычно безропотные белорусы отваживаются на ту или иную форму бунта — будь то протесты «дармоедов» или голодовка активисток «Матчынага руху 328». Вот почему Лукашенко с его острейшим политическим чутьем заговорил, что «может, мы где-то допустили просчеты или ошибки».

Белорусское руководство крайне напрягают ситуации, когда простые люди решаются на организованный протест. Сразу мерещится призрак Майдана или армянской бархатной революции.

 

Диапазон МВД: от хоккея до проповедей на тему сексуальной ориентации

Вертится на языке и такой щекотливый вопрос: обсуждал ли Лукашенко с Шуневичем тет-а-тет скандал, вызванный заявлением правоохранительного ведомства по поводу радужного флага, вывешенного над британским посольством в Минске в Международный день борьбы с гомофобией, трансфобией и бифобией?

Можно понять (хоть и с оговорками), что МВД получает исключительные полномочия в борьбе с наркотиками.

Можно понять, почему это силовое ведомство включается в обеспечение посевной кампании. Хоть это и диковато в ХХІ веке. Но что поделаешь, коль у нас осталась на селе по сути советская колхозная система, и потому милиционерам приходится следить, чтобы аграрии не развинчивали комбайны и не воровали совсем уж нагло солярку.

Наконец, с трудом, но можно понять, почему Лукашенко и министр внутренних дел так долго и озабоченно говорили 22 мая о хоккее. Шуневич — председатель наблюдательного совета клуба «Динамо-Минск». Да и другие начальники — такова уж традиция отечественной командно-административной системы — занимают подобные кресла в спортивной сфере.

Вот почему сегодня, как сообщают официальные источники, «министр проинформировал главу государства о работе клуба в предстоящем сезоне, комплектовании команды и тренерского штаба, перспективах подготовки игроков для сборной страны». Хотя по моему скромному мнению, было бы гораздо лучше, если бы министры концентрировались сугубо на проблематике своих отраслей (там конь не валялся), а не на клюшках, лыжах и мячах.

Но уж чего совсем нельзя понять, так это морализаторства силового ведомства в вопросах сексуальной ориентации.

 

Ястребы подложили свинью голубям?

Во-первых, заявление на сайте МВД (с акцентом, что «подавляющее большинство белорусов придерживается традиционных семейных ценностей») юридически безграмотно по сути: права меньшинств тоже должны соблюдаться. И что значит «они не пройдут»? Угроза действовать незаконными методами? Ведь по закону милиция обязана защищать всех, независимо от пола, политической, религиозной или иной ориентации.

Во-вторых, а кто вообще вас спрашивает, кто уполномочил? Посольство Британии ничего не нарушило. А если бы и нарушило, то демарши — прерогатива МИДа.

Скандальным же, гомофобным, по мнению правозащитников, заявлением МВД фактически подложило свинью внешнеполитическому ведомству именно тогда, когда оно чистит перышки перед международной конференцией «Восточная Европа: в поисках безопасности для всех». На этот важнейший для белорусского руководства форум, который организован экспертной инициативой «Минский диалог» и пройдет в нашей столице 23—25 мая, приглашена туча всяких важных европейцев.

Причем на форуме готовится выступить 24 мая сам Лукашенко. Наверное, будет рассказывать, какое хорошее место Минск для запуска процесса «Хельсинки-2». Какая здесь прогрессивно мыслящая власть. Короче, важно умаслить Европу, чтобы и впредь получать дивиденды от миротворчества.

И вот в этот самый момент старушке Европе, которая так трясется над правами человека, так болезненно относится к любой дискриминации, р-раз — и плюха от ревнителей традиционных ценностей из милицейского ведомства. Получите — распишитесь.

Тут хочешь не хочешь, а вспомнишь конспирологическую версию о борьбе условных ястребов (которым свербит сорвать диалог с Западом) и голубей в окружении Лукашенко. Хотя автор этих строк не склонен объяснять конспирологией то, что можно объяснить невежеством и глупостью.

←Александр Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы и дал согласие на назначение председателя Кобринского райисполкома.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика