"На некоторых улицах люди живут будто на аэродроме". Как мы измеряли шум байкеров на дорогах

Источник материала:  
22.05.2018 10:55 — Разное

Еще до открытия мотосезона минчане начали жаловаться: байкеры спать по ночам мешают, никакой управы на них нет. AUTO.TUT.BY вышел ночью на улицы города с шумоизмерительной аппаратурой. А заодно поинтересовался у медиков, как резкий шум влияет на спящего человека и что с этим делать.


Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Я всю жизнь прожила на главном проспекте Минска. Людей здесь всегда много, как и шума от машин. Но то, что происходит в последние года три — это какой-то беспредел! Во всем виноваты мотоциклисты, — категорична 73-летняя пенсионерка Нина Генриховна, которая живет возле цирка. — Они же один за одним по дороге носятся, а ревут так, что слышно даже через закрытый стеклопакет! А иногда некоторые из них, наверное специально, начинают газовать, стоя на светофоре. Вздрагиваю от этого и просыпаюсь за ночь по несколько раз!

Большинство мотоциклистов также категорично советуют всем недовольным «купить затычки в уши» и нередко объясняют шум потребностью обезопасить себя на дороге. Мол, так они заметнее в потоке для водителей машин, которые не всегда смотрят в зеркала.

«Уровень шума на некоторых улицах как на аэродроме»

Дожидаемся позднего вечера и вместе со специалистом ООО «Судебно-экспертная коллегия» едем на столичный проспект Дзержинского. Здесь возле жилых домов мы и будем измерять шум транспортного потока.


В Беларуси действуют допустимые эквивалентные (усредненные показатели уровня шума за определенный промежуток времени) и максимальные («разовые» большие шумы, которые звучали за определенный промежуток времени) уровни звука, в том числе создаваемые транспортом, для жилых помещений в ночное время — 30 дБ и 45 дБ, а в дневное время — 40 дБ и 55 дБ соответственно.

— В реальной жизни в зависимости от вида автомобилей и плотности транспортного потока эти показатели могут превышать допустимые значения на довольно значительные цифры, — сразу предупреждает начальник отдела технических экспертиз Алексей Казак. — Бывало, что некоторые улицы «звучали» и до 80 дБ. Чтобы было понятно, приведу пример: уровень шума проезда самолета по взлетно-посадочной полосе составляет 85−90 дБ. Вот так и живут некоторые люди — как на аэродроме.

В 23.50 на проспекте Дзержинского машин значительно меньше, чем днем. Однако довольно интенсивно движется общественный транспорт, изредка проезжают маршрутки и легковые авто.


В двух метрах от стены жилого здания Алексей Казак установил на некотором расстоянии друг от друга три чувствительных измерительных микрофона, присоединенных к шумоизмерительной аппаратуре. До проезжей части не меньше 20 метров.

— Сейчас фиксируется эквивалентный уровень звука в пределах 65 дБ, это на 20 дБА выше уровня, который должен быть, — констатирует специалист. — Хотя это некритично, ведь мы измеряем звук на улице, а в квартирах уровень будет ниже.

Алексей Казак отметил, что самые шумные улицы Минска — там, где больше трех полос в каждом направлении для движения авто: это все проспекты столицы, улицы Притыцкого, Маяковского. Но шум от проезжающего транспорта остро воспринимается и жителями домов, расположенных на небольших улицах.


— Конечно, жители домов возле больших магистралей к шуму дороги уже привыкли, чего не скажешь про жильцов домов, расположенных на небольших длинных улицах. Там транспорта мало, поэтому и шума почти нет. Из-за этого каждый проезжающий вдоль домов автомобиль или мотоцикл воспринимается людьми как раздражитель, хотя показатели уровня шума на обеих дорогах будут одинаковыми.

Помимо этого, в разных дворах и на разных улицах едущий транспорт «звучит» по-своему. На это в первую очередь влияет расположением домов относительно друг друга.

— Звук отражается от стен, поэтому во дворах, где дома построены по кругу, создается эффект колодца, в нем шум от движущегося по дороге мотоцикла или машины будет подниматься вверх, и его будут хорошо слышать жильцы всех квартир.


— Если транспортная магистраль расположена близком к домам, в квартирах может создаваться эквивалентный уровень шума 60 дБ — это очень много. Скорее всего с таким шумом человек не уснет нормально.

Около часа ночи с проспекта Дзержинского почти исчезли легковушки, реже проезжали автобусы и троллейбусы. Зато по свободной дороге то и дело проносились мотоциклы.

— Когда байки проезжают по дороге, уровень шума резко повышается. Только что проехал круизер — максимальный уровень звука поднялся до 76,5 дБ. Это даже больше, чем от грузовика. А после некоторых мотоциклов бывает и 80 дБ. Какой уж тут сон, не поспишь даже с закрытыми окнами…

Минздрав: Из-за шума во время сна в крови становится больше гормонов стресса


Медики согласны, что автомобильный транспорт, в том числе и мотоциклетный, больше всего акустически загрязняет города.

— Сейчас на главных магистралях крупных городов уровень шума превышает допустимые значения и ежегодно увеличивается на 0,5 дБ. На улицах большинства белорусских городов уровень шума составляет от 66 до 79 дБ, а в Минске — до 80−82 дБ. При этом жалобы жителей на транспортный шум составляют от 62 до 78% в структуре жалоб на шумовое загрязнение, — обрисовал масштаб проблемы Иван Арбузов, руководитель группы физических факторов лаборатории факторов среды обитания и технологий анализа рисков здоровью РУП «Научно-практический центр гигиены».

Сколько децибел содержится в звуках, которые встречаются повседневно (данные приблизительные):

17−18 дБ — ночью в квартире, когда человеку кажется, что он ничего не слышит

50 дБ — разговор средней громкости

80 дБ — шум работающего двигателя грузового автомобиля

100 дБ — громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5−7 м

110 дБ — шум работающего трактора на расстоянии 1 м

140 дБ — звук взлетающего реактивного самолета

Исследования показали, что современные мотоциклы могут создавать максимальные уровни шума гораздо выше остальных видов автотранспорта.

— Чаще всего от шума у человека нарушается сон — это очень плохо, ведь из-за этого появляются различные проблемы со здоровьем. Шум создает большую нагрузку на нервную систему человека, оказывает на него психологическое воздействие. Даже небольшой шум может приводить к функциональным нарушениям высшей нервной деятельности и способствовать возникновению неврозов.

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения воздействие шума громкостью 50 дБ или выше (такой шум «издает» улица с неинтенсивным движением) может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям. Увеличение уровней на 10 дБ повышает риск нарушения функционирования сердечно-сосудистой системы на 7−17%. Исследования показали, что при нарушениях сна риск ишемической болезни сердца был более чем в два раза выше, чем у людей со хорошим сном.

Даже во время сна из-за шума может увеличиваться содержание в крови гормонов стресса: кортизола, адреналина и норадреналина. Чем дольше эти гормоны присутствуют в кровеносной системе, тем больше вероятность серьезных отрицательных физиологических реакций организма человека.

— Из-за постоянного повышенного шума люди жалуются на ухудшение своего здоровья, а медики отмечают у них повышение артериального давления, изменения ЭКГ, повышение содержания холестерина. В таких условиях человек неспособен удерживать восприятие, ослабляется его внимание. Некоторые научные издания отмечают, что шум воздействует на пищеварительную, эндокринную, мышечную системы, вестибулярный аппарат, обменные процессы, кроветворение и т.д.

ТО с мочалками в выхлопной трубе и ГАИ без шумомеров

На законодательном уровне проблему шума решить пока не удалось. Так, ужесточать меры в отношении водителей мотоциклов, которые мешают горожанам спать по ночам прокуратура предлагала еще в 2014 году. Потом говорилось даже о том, чтобы запретить байкерам ездить ночью — с 23.00 до 6.00 — по некоторым улицам крупных городов. В частности, составляли список таких улиц в Барановичах, Бресте, Пинске, Кобрине и Березе. В некоторых городах, например, в Слуцке такие ограничения ввели, но повсеместными они не стали.

С 2015 года по требованию Минтранса шум начали измерять во время ТО. Был прописан максимально допустимый уровень. Например, для легковушек и мотоциклов — 96 дБ (сопоставимо с работающей бензопилой) на расстоянии полуметра от выхлопной трубы. Понятно, что на расстоянии нескольких метров этот звук будет тише. Уровень шума инженеры станции ТО начали измерять специальным прибором — шумомером.


Фото: TUT.BY

Однако проблему это не решило — достаточно много мотоциклистов просто не проходят техосмотр.

— Приборы для замера шума есть далеко не везде. А там, где есть, его не всегда считают нужным использовать. Поэтому можно поехать на техосмотр куда-нибудь подальше от крупного города, — признаются сами байкеры AUTO.TUT.BY. — А те, кому лень, просто ставят «DB-killer» — это такая насадка на глушитель. Проходят с ней техосмотр и снимают. Иногда берут у друга штатную выхлопную систему, ставят и проходят ТО. Есть и те, кто запихивает в выхлопную трубу что-то вроде металлических мочалок — звук получается заметно тише. Потом просто приезжают домой и вытаскивают все проволочкой или просто газуют так, чтоб мочалки вылетели.


Три года назад говорилось, что шумомеры появятся и у сотрудников ГАИ: тогда они смогут штрафовать владельцев «прямотоков» на дорогах. Однако, этого не произошло.

— Измерение шума в реальных дорожных условиях технически невозможно — шум измерять можно только в закрытом помещении, например, на станции диагностики, — объяснил заместитель начальника УГАИ МВД Беларуси Александр Цегельник накануне очередного мотосезона. — Но мы выявляем мотоциклистов, которые переоборудуют свои транспортные средства, не проходят техосмотр, допускают другие нарушения. Задерживаем таких не только на дорогах, но и на стоянках и паркингах. К сожалению, установка дорожных знаков, ограничивающих движение мотоциклов по некоторым улицам помогает мало — мотоциклисты просто едут по соседним улицам, и жаловаться начинают уже другие жильцы.

Руководитель группы физических факторов лаборатории факторов среды обитания и технологий анализа рисков здоровью РУП «Научно-практический центр гигиены» Иван Арбузов считает, что проблема шума из-за мотоциклов включат несколько аспектов.

— Стоит оценить культуру вождения байкеров, их моральное отношения к окружающему обществу, поведение на дорогах в плане соблюдения ими ПДД. Также, возможно есть неадекватность технических нормативов уровней шума, создаваемого мотоциклами, методики его измерения и непосредственно ее проведения при прохождении техосмотра.

В то же время специалист говорит, что архитектурно-планировочные решения застройки жилых кварталов современных городов недостаточно эффективно учитывают шумовое загрязнение, создаваемое транспортными потоками.

— Не получится искоренить эту проблему, если ликвидируется только один из аспектов. Нужно только комплексное решение.

←Макей до конца мая планирует посетить Брюссель с рабочим визитом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика