Открытый разговор. В Слуцке у дамбы, где утонула девушка, установили ограждения - почему только сейчас?
Сегодня в рубрике «Открытый разговор» один из администраторов сайта делится давно назревшими в его голове «размышлизмами». Отметим только, критика в данном случае — это конструктивный призыв к действию, а не попытка кого-то обидеть.
Говорят, мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, а дурак не учится вообще. У этой фразы есть продолжение: если не удалось быть мудрым, то хотя бы не останься дураком.
Трагический случай в Слуцке, когда одна девушка утонула, а другая чудом оказалась спасена, снова навёл меня на мысль, что в нашей стране решительные и зачастую глупые меры принимаются слишком поздно. Вероятно, после этого кого-то привлекут к ответственности, кто-то может лишиться должности, только какой в этом смысл, если человека уже нет?
Нетрезвый гаишник насмерть сбил случчанку — начались повальные проверки сотрудников на полиграфе, из-за которых многие хорошие инспекторы потеряли работу. Подбросили девочку-младенца к слуцкому роддому — и только тогда там установили систему видеонаблюдения. Сбежали дети из минского садика — сразу посыпались заявления о необходимости установки видеокамер во всех дошкольных учреждениях страны. Погибли люди в кемеровской «Зимней вишне» — и тут прошлт спешные проверки всех торговых центров.
Примеров, когда «под раздачу» постфактум попадают все подряд, можно вспомнить много. Спрашивается, где контролирующие органы были раньше?
Ведь незадолго до громкого случая с утонувшей девушкой в Слуцке установилась жаркая погода, и многие прекрасно видели, как целыми днями на дамбе у «чёртового мостика» купались дети и подростки. Будем говорить прямо: вот уже на протяжении многих лет там плавали все, кому не лень.
Но только когда случилась трагедия, при входе на дамбу установили ограждения с надписью «Проход запрещён». Весьма сомнительная преграда, но хоть что-то.
И всё-таки, почему для реакции потребовалась гибель молодой девушки?
У нас постоянно кого-то наказывают, публично осуждают, дают штрафы, снимают с должностей или сажают. Система хорошо работает на наказание, но изрядно хромает в плане поощрения тех, кто смог предусмотреть и предотвратить нехорошую ситуацию. Как видим, страх общественного порицания и сурового наказания — далеко не всегда хорошая мотивация. Да и не хотят многие наши служащие делать реальные дела, ведь давно всем известно, что «инициатива имеет инициатора».
К чему это я? Чиновники, госслужащие, руководители предприятий должны выполнять свои прямые обязанности, пока они «в обойме». Нет смысла убирать кого-то с должностей и ставить на их место других, кто также начнёт шевелиться только когда им «припечёт».
Единственный способ для властей получать объективную информацию о возникающих проблемах и иметь возможность оперативно их решать — это непосредственный контакт с обществом. Делать это надо прямо и открыто, а не только в ежемесячных «прямых линиях», «приёмах граждан» и закостенелых отчётах в госСМИ.
Есть вопросы, которые хороший руководитель обязан решить без отлагательств, многуровневых согласований и лишней бюрократии. Да, это требует от него определённой предприимчивости и личной ответственности. Но кто сказал, что в должности руководителя будет легко?
Сегодня огромное поле для эффективной работы с обращениями открывают независимые интернет-ресурсы и социальные сети. Налаженный контакт с жителями в соцсетях может давать служащему быструю и объективную информацию о ситуации в его сфере ответственности. И, соответственно, открывать пути для их решения.
И здесь я вынужден задать риторический вопрос: вы знаете много чиновников, которые оставлют для связи свои мобильные телефоны, ведут странички в соцсетях, сами звонят редакторам изданий, изучают общественное мнение в СМИ, устраивают онлайн-конференции, открыто и публично отвечают на проблемные вопросы граждан?
Владислав Слуцкий
Slutsk-Gorod.by