Наталья Водянова приехала в Минск поговорить #обэтом
Всемирно известная модель и филантроп Наталья Водянова в сотрудничестве с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) представила в Беларуси социальную кампанию #LetsTalkAboutIt (#Давайтепоговоримобэтом). Встреча собрала больше людей, чем рассчитывали организаторы — сидячих мест хватило далеко не всем.
Наталья Водянова — супермодель и филантроп, активист в социальных медиа. Является основателем фонда Через электронные медиа Наталья ведет активную деятельность по привлечению внимания общественности к важным социальным проблематикам, которые требуют особого внимания и гласности. Наталья рассматривает технологии в качестве эффективного инструмента для поиска решений, а также создания ценностных изменений в обществе, с особым фокусом на молодежи. Наталье Водяновой 36 лет, у нее пятеро детей, старшему из которых уже 16 лет, младшему — 2 года. |
Глобальная кампания Натальи Водяновой #LetstalkAboutIt направлена на борьбу с табу и стигмой, в первую очередь, в сфере женского здоровья.
Наталья Водянова приехала в Минск, чтобы поговорить о том, что стигма и табу в отношении здоровья, особенно здоровья женщин и людей с ограниченными возможностями, — это не только больно, но и нарушает права человека. Однако это явление остается весьма распространенным в современном обществе.
Наталья Водянова помимо прочего является партнером Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), соучредителем электронной фандрейзинговой платформы
Например, сегодня посредством ELBI каждый желающий может сделать благотворительный взнос в поддержку убежища для женщин и детей, пострадавших от насилия, которое функционирует при белорусском общественном объединении «Радислава».
О проблемах — от первого лица
Наталья Водянова опоздала на встречу с общественностью почти на полчаса. Организаторы извинялись, а она поразила скромностью и шквалом благодарностей, с которых начала свою речь. Благодарила и организаторов, и общественность в целом, и людей с инвалидностью, которые приехали на встречу.
В Беларуси Наталья оказалась впервые, но никаких дежурных фраз про чистоту улиц и широту проспектов не произносила. Обещала поддержку белорусским НГО. А после встречи ее не отпускали, да она и сама с удовольствием общалась более сорока минут с представителями общественных организаций и людьми с инвалидностью.
Люди на встречу пришли, чтобы увидеть и услышать Наталью Водянову. Она многих удивила не только подчеркнуто скромными манерами и доброжелательностью, но и тем, что выступила не столько в роли спикера, сколько интервьюера, сделала главными героями встречи тех, кто мог рассказать о проблеме стигмы от первого лица.
Naviny.by записали эти диалоги.
Наталья Водянова обратилась к Мисс Мира-2017 на инвалидной коляске (Miss Wheelchair World 2017) Александре Чичиковой и спросила, чувствует ли она по себе стигму?
— Для меня тема инвалидности стала актуальной шесть лет назад, — рассказала Александра Чичикова. — Я вижу проблему трудоустройства, инфраструктуры и проблему общения между теми, кто имеет и не имеет инвалидности. Когда я стала колясочницей, все мое окружение ушло, остался только один друг. Другие не могли воспринять меня в новом статусе как человека с ограниченными возможностями. Но человек не ограничен, это мой девиз.
— Скажите, вы планируете, что у вас будут дети?
— У меня 12 племянников, я очень люблю детей. Я хотела бы детей, но думаю, это будет проблематично — любая женщина хочет чувствовать себя комфортно, полноценно и у врача, идя куда-то с ребенком. У меня, например, были трудности у женского врача. Кресло не опускалось, потому что мешал умывальник. Я пошла к заведующей отделением и решила вопрос, теперь она мой лечащий врач.
— Однако женщины на колясках, которые сохраняют репродуктивное здоровье, могут иметь детей?
— Да, но это зависит от того, у кого какая травма.
Председатель общественного объединения «Радислава» Ольга Горбунова рассказала об убежище для женщин, которое создало и поддерживает эта организация.
— Наше убежище — женский проект. Мы оказываем помощь женщинам, пострадавшим от насилия вне зависимости от наличия детей, сексуальной ориентации, возраста.
>Мы видим, что очень много людей сталкивается с проблемой домашнего насилия. В такой ситуации люди живут годами, десятилетиями, потому что боятся обращаться за помощью.
— Я знаю, есть стигма, что женщина сама виновата в ситуации насилия. Как вы к такому относитесь? — спросила Водянова.
— Отрицательно. Тема насилия затрагивает разные сферы — вопрос прав человека, материальные и психологические аспекты. Это может быть связано со стигмой. До сих пор можно услышать от окружающих женщины, подвергающейся насилию, что мол «сама знала, за кого выходила замуж».
Семейное насилие у нас — это дела частного порядка: без заявления пострадавшей не будет разбирательства. Не учитывается, в каком психологическом состоянии находится человек. Существует проблема мифов. До сих пор люди думают, что насилие есть только в тех семьях, где присутствуют наркотики и алкоголь. Однако есть много обращений от женщин из внешне благополучных семей.
— Вы ищете поддержку?
— Мы меняем помещение, будем строить новое. И нам нужна поддержка, чтобы продолжать помогать женщинам.
У волонтера Белорусского общественного объединения «Позитивное движение» Екатерины Парфинюк Наталья Водянова спросила:
— Какие стигмы у людей с ВИЧ?
— И в трудоустройстве, и в медобслуживании. Мы зависим от субъективного отношения работодателя. Есть должности, которые предполагают предоставление медсправки. Для детей с ВИЧ не рекомендуются контактные виды спорта. То, что люди не открывают статус, показывает, что в обществе существует страх.
— Мне сообщили, что более 40% не обращаются за антиретровирусной терапией, хотя она доступна и бесплатна.
— Боятся. Например, люди живут в паре. При обнаружении ВИЧ проводится эпидрасследование, которое, допустим, выясняет, что партнер не имеет ВИЧ-статуса. И уезжает на пять лет.
— Куда уезжает?
— Человека привлекают к уголовной ответственности за угрозу заражения ВИЧ и садят в тюрьму. Вот люди решают — лучше не знать о своем статусе, но сохранить семью и так далее.
— То, что проблема умалчивается, способствует распространению инфекции, ведь так?
— Да, конечно. Когда впереди будет не борьба, а помощь, ситуация станет меняться.
У сотрудника отеля «Ренессанс» Василия Павликова (у него синдром Дауна) Наталья Водянова спросила, чем он занимается в жизни.
— Айкидо, бассейн, есть девушка.
— Как зовут девушку?
— Алеся.
— А работаешь где?
— Официантом в отеле «Ренессанс».
— Кем мечтаешь быть?
— Генеральным директором «Ренессанса».
— Тебе хочется, чтобы в твоей жизни что-то изменилось?
— Меня все устраивает. Я благодарен руководителем «Ренессанса».
Член Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам Эдуард Клуйша учит детей фотографировать, у него в Сморгони свой кружок.
— Расскажите про свой кружок.
— Ко мне дети ходят с удовольствием и друзей приводят. Им все равно, у кого из них есть инвалидность, у кого нет. Главное, чтобы было интересно, весело и доступно.
— Почему им нравится?
— Я могу что-то дать людям, передать знания. Люди могут понять, что люди с инвалидностью — это не иждивенцы, от них может быть польза. И еще я сам в себя сильно поверил. Людям ты ничего не докажешь, просто работу надо свою хорошо делать. Специально доказывать ничего не надо.
— В Беларуси созданы равнее возможности для людей с инвалидностью?
— Я не могу за всю Беларусь говорить. Сначала фотография была моим хобби, с возрастом понял, что это может стать профессией, приносить доход. Однако выяснилось, что для того, чтобы работать фотографом, надо специальное образование, которое я не могу получить. И все потому, что обучался в специальной школе по ошибке специалистов, сейчас пытаемся решить этот вопрос.
— Как каждый из нас может поучаствовать в жизни таких людей, как ты?
— Есть понятие презумпция компетентности. Мне бы хотелось, чтобы отношение к людям с инвалидностью было такое. То есть относились не просто как к инвалидам, а как к людям на основе того, что может человек. Специалисты должны развивать способности, которые есть у каждого. Ведь создатель все компенсирует.
Фото Сергея Балая