Взгляд в будущее: что будет с нашей энергосистемой, если все пересядут на электрокары?

Источник материала:  
18.05.2018 17:05 — Разное

Настроения в отношении электрокаров полярные: «Если все на электромобили пересядут, так это ж пробки повылетают везде», — говорят одни. «А пусть мне поставят зарядку во дворе, тогда куплю электромобиль», — предлагают другие. По оптимистичным прогнозам Программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта в Беларуси, количество электромобилей к 2025 году составит 32,7 тысячи штук, из них 30,8 тысячи — легковые. Для сравнения: в прошлом году их насчитывалось около 100, при этом каждый третий — в столице. AUTO.TUT.BY узнал у специалистов ГПО «Белэнерго», просто ли сейчас сделать зарядку во дворе обычной панельки и готовы ли наши электросети к тому, что все машины будут заряжаться, а не заправляться.

Можно ли заряжать машину от розетки в квартире?

Идеальный режим использования электромобиля — это когда владелец на нем ездит целый день, вечером приезжает домой, ставит на зарядку, а утром снова уезжает. Для владельца такой режим выгоден хотя бы тем, что платить придется по ночному, самому низкому тарифу при наличии у потребителя электронных приборов для дифференцированного по времени суток учета потребленной электроэнергии. Но есть существенные ограничения.

— Сразу скажу, что в общем случае напрямую от квартирной сети подключаться нельзя. Вариант с удлинителем из окна не пройдет. Нельзя просто взять и по субсидируемому тарифу заряжать электромобиль, подвергая опасности и себя, и соседей. Такие нагрузки для квартиры не предназначены. говорит начальник информационно-аналитического отдела ГПО «Белэнерго» Александр Мальков. И тут же добавляет, что сегодня «решены не все вопросы по установке физическими лицами зарядных станций во дворе жилого дома».

Может ли автовладелец сам поставить заправку для электрокара во дворе многоэтажки?


Мы уже писал об успешном опыте установки зарядной станции для электромобиля во дворе жилого дома в поселке Лесное, недалеко от Минска. Но там все происходило через товарищество собственников, которое является юридическим лицом.

— Все верно. Для юридических лиц нет никаких препятствий установить зарядную станцию. Мы без проблем выдадим техусловия — монтируйте станцию и заряжайте, хоть возле магазина, хоть на парковке торгового центра и даже во дворе дома, но только с согласия и решения товарищества собственников. Но, вспоминая историю с электрозарядкой в ТС, надо понимать некоторые вещи. Выделенные места для электромобилей во дворе дома — явление временное. Поменяется председатель ТС, появятся новые жители, перестанет хватать мест для парковки — и может возникнуть вопрос: а почему это тут два жителя паркуются, а остальные не могут? Вот готовый конфликт. И рано или поздно он возникнет, — предупреждает Александр Мальков.

Для физлиц механизм аналогичный: необходимо получить согласие всех жильцов и далее либо ЖЭС за свои деньги все сделает (чаще всего на практике так не будет), либо вы вносите деньги на счет ЖЭСа или ЖСПК под конкретно эти цели: проект, монтаж, закупка оборудования для установки зарядной станции.


В тоже время потребитель может установить зарядную установку на придомовой (приусадебной) территории, относящейся к одноквартирным, блокированным жилым домам, нежилым капитальным постройкам на предоставленном физическому лицу земельном участке.

В этому случае энергетики считают целесообразным пользоваться цифровыми счетчиками с дифференциацией по времени суток — чтобы стимулировать потребление электроэнергии в ночные часы.

Но самым главным препятствием для установки электрозаправки во дворе дома является отсутствие правоустанавливающих документов на землю. Нынешние законы не позволяют частному лицу выделить отдельное парковочное место, хотя некоторые граждане, оборудовавшие парковочное место за свой счет, ограничивают доступ к нему разными способами.

Допустим, я все-таки сделал свою зарядку, а возле нее решил парковаться сосед?

Препятствовать тому, что кто-то еще будет парковаться на месте для электромобиля, нельзя. Земля на месте парковки не принадлежит жильцам. Если дело происходит в ТС, то можно закрепить парковочные места за каждым жителем, но с этой земли члены ТС будут платить налог.

Белэнерго предпринимало шаги для решения проблемы. Предприятие предлагало министерству архитектуры и строительства внести в градостроительные нормы выделение обязательных парковочных мест для электромобилей.

Один из выходов, который видят специалисты, — устанавливать зарядные станции на плоскостных или многоуровневых стоянках в спальных районах. Там организовать электрозаправку не проблема. Такие парковки расположены близко к дому и предназначены как раз для ночной стоянки автомобилей.

Готовы ли наши энергосети к тому, что все пересядут на электрокары?

— Наши электросети активно формировались еще во времена Советского Союза, и определенный запас по мощности есть. Мы пока даже не используем на полную то, что есть. Сети готовы принять даже больше 30 тысяч электромобилей, — говорит начальник отдела эксплуатации релейной защиты и автоматики Михаил Шевалдин.

Как объясняют энергетики, сейчас наши электросети работают со значительной нагрузкой днем и минимальной — ночью. Если представить это в виде графика, то получится волнообразная линия с пиками и провалами. И такой рваный режим не выгоден энергосистеме. В качестве аналогии специалисты приводят автомобиль. Рваная езда с разгонами и торможениями — это повышенный расход топлива, а режим движения с постоянной скоростью — наиболее экономичный и приводит к меньшим нагрузкам на сам автомобиль. Примерно по такому же принципу работает и вся энергосистема.


— Развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры как раз может сгладить эти пики энергопотребления. Но с одним немаловажным уточнением — для нас будет наиболее выгоден вариант, когда владельцы электромобилей будут заряжаться ночью, а значит — мы двумя руками за то, чтобы в каждом дворе появлялись зарядные станции. Что мы делаем для этого? Фактически для нас электрозарядка — это такой же потребитель энергии, как киоск, или магазин, или офис. У нас есть определенные правила электроснабжения, где четко рассказано, как подключаться к энергосистеме. И нет никаких проблем в выдаче техусловий для установки и подключения зарядной станции для электромобилей, — объясняет Михаил.

Специалисты говорят, что столичные сети, особенно новые районы, строятся с определенным запасом по мощности. И в ночное время они будут создавать нормальную полезную нагрузку, чтобы немного сгладить провалы в потреблении электроэнергии.

Сколько машин может одновременно заряжаться во дворе типовой панельки?

Точной ответ специалисты давать не рискуют. В каждом конкретном случае необходимы серьезные расчеты. И при выдаче техусловий эти расчеты проводятся.

— Обращается к нам юрлицо — хотим зарядку на два автомобиля. Белэнерго выдает им техусловие, есть возможность подключения. Проходит полгода — хотим еще два электромобиля заряжать. Специалисты посмотрели, что произошло с домовыми нагрузками, есть ли в наличии резерв мощности электрической трансформаторной подстанции. Может, в дом заселились еще люди (подключились рядом стоящие магазины, садики), установили дополнительные потребители энергии. Подстанция загружена в номинал или еще недогружена. Если есть техническая возможность подключить новых потребителей к этой подстанции — хорошо, вот вам еще техусловие, подключайте, объясняет Александр.

Даже если возникнет необходимость еще увеличить количество зарядок — это не проблема. Специалисты тщательно изучат нагрузки потребителей электроэнергии. Если увидят, что существующих мощностей уже не хватает, то в техусловии напишут — расширить пропускную мощность питающего трансформатора. Юрлицо делает проект, расширяет — и получает возможность поставить еще четыре электрозарядки.

— Техусловия выдадут всем! Но в каждом будут указаны возможности подключения — с доработками, без доработок. Пока же в нынешних условиях при зарядке ночью никаких проблем быть не должно. Повторюсь, что мы, энергетики, только за то, чтобы зарядных станций во дворах жилых домов становилось как можно больше, — заключает Александр Мальков.

Почем «топливо» для электрокара?


Уже сейчас в Инструкцию по определению групп потребителей электрической и тепловой энергии добавлена новая тарифная группа — «Электрическая энергия, используемая станциями электрозарядными стационарными, предназначенными для зарядки электромобилей». Тариф — 14,3 копейки за 1 кВт·ч.Тариф закреплен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Минэнерго от 25.01.2018 № 10/1 (рег. № 8/32786 от 30.01.2018). По такой цене электроэнергию будут покупать юрлица либо индивидуальные предприниматели, оказывающие услугу по зарядке автомобиля. Но вот стоимость таких услуг будет определяться хозяйствующим субъектом самостоятельно. Если же вы установили во дворе частного дома зарядную станцию, то платить будете по действующим тарифам для физических лиц.

←Минфин запросил информацию о потенциальных IPO белорусских компаний

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика