Обзор Oculus Go: виртуальная реальность, которая доступна каждому
В октябре прошлого года глава Facebook — Марк Цукерберг — представил шлем виртуальной реальности Oculus Go. Ему не нужны провода и подключение к компьютеру — устройство полностью автономное. Недавно стартовали мировые продажи VR-шлема, и мы готовы рассказать обо всех его плюсах и минусах в нашем полном обзоре.
От долгого ношения шлема потеет лицо
Oculus Go создавался совместно с компанией Xiaomi, о чем говорит логотип на поверхности шлема. Корпус аппарата выполнен из матового серого пластика, внутренняя поверхность состоит из мягкого пенистого материала, покрытого трикотажной сеткой.
Назвать устройство громоздким и тяжелым нельзя — вес шлема составляет 470 граммов. Для сравнения: главный конкурент — комплект из шлема Gear VR от Samsung с флагманским смартфоном Galaxy S9 — весит примерно 510 граммов.
На голове пользователя Oculus Go крепится специальными ремнями на липучках, которые позволяют комфортно отрегулировать посадку.
Из эргономических минусов Oculus Go выделим два момента. Первый — излишнее свободное пространство для носа в нижней части аппарата.
Из-за этого, находясь в шлеме и скосив глаза вниз, можно увидеть кусочек реального мира. Это негативно влияет на эффект погружения в виртуальное пространство. Впрочем, смотря в линзы прямо перед собой, подобного «окна» не заметно.
Второй недостаток Oculus Go, на мой личный взгляд, более серьезный — уже после 10−15 минут в шлеме лицо начинает сильно потеть. Вместе с тем дискомфорта от продолжительного ношения устройства на голове не испытываешь.
Кроме того, шлем получится использовать вместе с обычными очками. Для них в комплекте поставки идет специальный резиновый уплотнитель. К достоинствам Oculus Go относятся и пространственные динамики, звук которых усиливается за счет контура лицевой панели — так создается эффект присутствия.
Громкость спикеров можно регулировать клавишами на верхней части корпуса VR-шлема, там же расположена кнопка активации. На левой грани — порт microUSB для зарядки и 3,5-мм аудиоразъем для подключения наушников.
Отметим и миниатюрный беспроводной джойстик, с помощью которого управляется Oculus Go. Он работает от одной батарейки, оснащается двумя кнопками («Назад» и «Домой»), сенсорной панелью и курком, как в «взрослых» геймпадах от PlayStation 4 или Xbox One.
За несколько дней активного тестирования разрядить джойстик нам так и не удалось.
Характеристики и время автономной работы
Основная «фишка» Oculus Go — полная автономность. Гаджету для работы не нужен ни смартфон, ни компьютер, ни дополнительные сенсоры. Впрочем, синхронизировать шлем со смартфоном всё же не помешает — управлять установленными программами удобнее всего через специальное приложение.
Oculus Go базируется на процессоре Qualcomm Snapdragon 821 — флагманском мобильном чипе 2016 года. Точной емкости встроенного в шлем аккумулятора не уточняется, но за 40 минут использования с просмотром 360-градусных роликов и игрой в Tomb Raider аппарат разрядился на 30%. В смешанном режиме можно вполне рассчитывать на два-два с половиной часа автономной работы. Это хороший показатель.
Зернистая картинка
Разрешение встроенного в Oculus Go экрана составляет 2560 на 1440 пикселей (кстати, такое же, как при использовании Samsung Gear VR), матрица — IPS. Разработчики аппарата отмечают, что частота обновления панели повышена до 72 Гц (вместо стандартных 60 Гц).
Назвать общее качество отображаемой картинки плохой нельзя, но даже с учетом 2K-дисплея изображение выглядит так, как будто выводится в разрешении 480p. Подобное ощущение возникает из-за зернистости на границах всех объектов.
Кроме того, из-за использования технологии неравномерного рендеринга (foveated rendering) участки картинки, которые видны периферийным зрением, смазываются. Это также негативно влияет на восприятие. После получаса нахождения в шлеме начинает немного подташнивать.
Так как картинка в шлеме Gear VR от Samsung более четкой точно не является, то, учитывая невысокую цену Oculus Go (199 долларов в США), это отличное решение в данной ценовой категории.
Отметим, что в отличии от более дорогих «взрослых» шлемов (вроде HTC Vive) Oculus Go поддерживает лишь три степени свободы (3DOF), а не шесть (6DOF). Это означает, что аппарат отслеживает только повороты головы, но не «понимает», когда пользователь передвигается по плоскости, встает или приседает.
Приложения и игры
На коробке от Oculus Go красуется надпись, говорящая о доступности более тысячи приложений, игр и фильмов. Проверить это сложно, но в магазине выбирать на самом деле приходится из десятков различных программ — платных и полностью бесплатных.
Например, в игре Blade Runner 2049 пользователю предлагают прокатиться в летающем автомобиле в Лос-Анджелесе 2049 года. За это время игрока несколько раз попытаются уничтожить разными способами. Игра больше напоминает интерактивный фильм, где пользователю лишь изредка необходимо взаимодействовать с игровым миром.
В Jurassic World: Blue можно проследить за велоцираптором, добывающим пищу, исследующим территорию и сражающимся с другими динозаврами. Лично мне этот проект понравился больше всего — несмотря на не самую четкую картинку, тут возникает ощущение реального присутствия.
Среди казуальных игр приглянулся VR Basketball, где нужно с помощью джойстика забрасывать мячи в корзину в одном из дворов города. Отметим, что с позиционированием джойстика в виртуальном пространстве проблем нет — лежа на диване, сидя в кресле или стоя, попасть в корзину всегда было одинаково легко.
Из более графически сложных проектов мы попробовали Tomb Raider VR и Suicide Squad. В первой игре нужно перемещаться по миру и разгадывать загадки, во второй — уничтожать волны врагов из различного оружия.
Еще один интересный проект называется Anshar Online. Это шутер, где игрок перемещается в пространстве на космическом корабле. Направление полета задается поворотами головы, скорость — движениями пальца по тачпаду контроллера.
Уровень графики в «тяжелых» проектах можно описать как нечто среднее между играми для PlayStation 2 и Xbox 360 в плане числа полигонов, качества освещения, отражений и теней.
Резюме
В своем обзоре журналист западного техноресурса engadget назвал Oculus Go шлемом виртуальной реальности, которого все ждали — аппарат прост в использовании и по карману практически каждому (199 долларов за модификацию с 32 ГБ памяти, около 400 рублей).
С этим сложно не согласиться. Благодаря отсутствию необходимости в подключении к компьютеру или смартфону, устройство можно носить не только сидя, но и лежа в кровати или даже находясь на улице. К плюсам VR-шлема относится и время автономной работы — с учетом относительно небольшого размера, 2−2,5 часа от одного заряда хватит большинству пользователей.
Из минусов Oculus Go — немного рыхлая картинка из-за дисплея недостаточного разрешения и слишком большой зазор для носа (скосив глаза, можно увидеть кусочек реального мира). Отметим, что исправить первый недостаток без увеличения цены аппарата, скорее всего, не получилось бы.
Самый близкий конкурент Oculus Go, который сегодня можно купить в Беларуси, это VR-шлем Gear VR от компании Samsung. Он также может похвастаться полной независимостью от компьютера, но для работы требует наличия топового смартфона корейского производителя (подходят модели Galaxy S9, S9+, Note8, S8, S8+, A8, A8+, S7, S7 edge, Note5, S6 edge+, S6 и S6 edge), что делает его менее доступным для широкого круга покупателей.
VR-шлем Oculus Go предоставлен для обзора студией иммерсивных решений Feeling Digital. Компания не имела возможности повлиять на результат тестирования и не видела материал до публикации.
Смотрите, сколько у нас стоят другие VR-шлемы: