Космическая одиссея Андруся Горвата. Театральная версия на сцене Купаловского
Настоящий Космос близко, только протяни руку. Главное – вспомнить, что ты настоящий космонавт… На камерной сцене Купаловского театра состоялся предпоказ спектакля по книге новоиспеченного белорусского писателя Андруся Горвата "Радзiва Прудок". Эту постановку в Минске ждали с большим нетерпением: билеты на июньские спектакли раскупили буквально за 6 часов.
На встрече с журналистами Горват признался, что был полон противоречивых чувств, доверив свое произведение режиссеру, своему давнему другу Роману Подоляко. "Мне было одновременно радостно и страшно", – сказал писатель. Горват пояснил, что ему страшно "посмотреть на себя со стороны". При этом он не сомневался в отличном результате. "Роман почувствовал музыку книги", – улыбнулся Горват. И, на взгляд обозревателя портала www.interfax.by, нисколько не преувеличил…
Главного героя воплощает Михаил Зуй, который, к слову, выступил также соавтором инсценировки. Образ переживающего кризис идентичности 33-летнего интроверта (чьи жизненные силы, похоже, подтачивает также бессознательный страх смерти) актер лепит не просто бережно – с придыханием. В каждой точке своего исцеляющего пути к Внутреннему Космосу, к обретению устойчивого "Я" персонаж Зуя убедителен настолько, что только диву даешься: неужели это возможно?! Отдельное спасибо актеру за тонко сыгранный теплый интерес к жителям глухой полесской деревни. Может ли интроверт, человек с "космическим" внутренним миром, искренне любить обывателей? Оказывается, может…
Все женские образы, от легкомысленных дев до глубоких старух, в спектакле блистательно – иного слова не подберешь – сыграла Светлана Аникей. А уж в роли "козохозяйки", набивающей цену своему рогатому товару, она превзошла саму себя. (Да-да, без Тети, конечно, не обошлось!)
Среди ярких персонажей Дмитрия Есеневича обозревателю портала www.interfax.by больше всех приглянулся деревенский "Ромео", мучительно переживающий отвержение неверной возлюбленной. В страданиях этого простого как валенок парня нет и намека на карикатурность. Наоборот, его отчаяние и безысходность бездонны, как у рафинированного интеллектуала. Все люди – братья, верно?..
Отдельных комплиментов заслуживает сценография, над которой трудилась Екатерина Шиманович. Смелая фантазия и владение современными спецэффектами – вот что потребовалось художнику, чтобы создать антураж "человечного" Космоса, благосклонного к каждой букашке, будь то рефлексирующий бывший дворник, пьянчуга Коля, кот Рома или муха Наташа.
Какие зрители отрастят себе крылья после спектакля "Радзiва Прудок"? Вероятно, те, кто ощущает в себе "нереализованного внутреннего космонавта" и до нестерпимого зуда в ногах созрел для путешествия к самому себе. А уж если вы – рискните наконец взглянуть правде в глаза! – боитесь жить, потому что думаете, что однажды непременно станете космической пылью, всеми правдами и неправдами ищите возможность попасть на эту постановку Купаловского. Потому что Андрусь Горват и Роман Подоляко откроют вам главную космическую тайну: смерти нет…
Ирина Барейко
Фото из архива Купаловского театра