Референдум-1995. Как молодежь высказала к Лукашенко молчаливое презрение
23 года назад — 14 мая 1995 года — в Беларуси прошел первый в стране референдум. Один из вопросов касался замены государственной символики.
Избранный за год до этого президентом Александр Лукашенко предложил вместо герба «Погоня» и бело-красно-белого флага новые символы, которые практически не отличались от советских. И по итогам референдума большинство проголосовавших граждан поддержало его инициативу.
Старые герб и флаг сняли с администрации президента, а президентский «завхоз» Иван Титенков лично разорвал бело-красно-белое знамя на куски и расписался на его лоскутах.
Это возмутило молодежь. 24 мая 1995 года несколько десятков студентов вышли к Администрации президента.
«Пришли люди, тусовались. Я взял БССРовский флаг у кого-то из рук, начал им баловаться, чеканить шаг, как к мазолею Ленина кидали нацисткие штандарты. Обернулся и увидел, что за мной идут люди. Ничего не оставалось, как идти впереди», — рассказал Naviny.by журналист и писатель Северин Квятковский.
Тогда он описывал акцию как молчаливое презрение к Александру Лукашенко и его сторонникам. Молодые люди шли за Квятковским, держа руки за головой либо за спиной.
«Это мероприятие ничего не символизирует, оно просто показывает, как будут ходить все жители этой страны завтра. И идти таким образом они будут в Куропаты», — объяснял смысл акции еще один ее участник, создатель Партии любителей пива Андрей Ромашевский. В некотором смысле его слова стали пророческими.
После того, как молодежь обошла президентскую администрацию, флаг сначала повесили на туалете возле Купаловского театра. Потом сняли, разорвали на куски и подожгли. Изначально милиция в происходящее практически не вмешивалась, но потом разгонять студентов приехал ОМОН.
«ОМОН приехал поздно. Я пошел в их автобус добровольно, чтобы поддержать друзей. Задержали больше сорока человек и доставили в Ленинское РУВД. В тот день всех отпустили, но позже на десятерых человек, в том числе и на меня, завели уголовное дело за злостное хулиганство с особым цинизмом, надругательство над государственными символами. Но поскольку формально БССРовский флаг не был государственным, дело закрыли», — вспоминает Северин Квятковский.
Почти через год по этому делу был снова задержан Андрей Ромашевский. Три месяца он провел в следственном изоляторе на улице Володарского в Минске. В июле 1996 года его приговорили к двум годам лишения свободы условно с отсрочкой на один год.
>Андрей Ромашевский не стал испытывать судьбу и уехал в Чехию, где получил политическое убежище и впоследствии гражданство. Сейчас он работает программистом и как член Пиратской партии участвует в политической жизни страны.
Северин Квятковский признается, что 23 года назад и не думал, что Александр Лукашенко так долго продержится у власти. «Тогда я не думал, что через двадцать лет будет Лукашенко, хоть сегодня проводи эту акцию, и она будет актуальная», — улыбается журналист и писатель.
Но он уверен, что все люди, которые тогда голосовали за Александра Лукашенко, с большего проиграли.
«Они все хотели процветания. Они думали категориями холодильника. У них на некоторое время это получилось, но сейчас люди по колхозам и в городках выживают также, как и раньше. А Минск и другие города, которые в основном голосовали против, живут своей параллельной жизнью. Многим абсолютно по барабану, кто у власти. Мы видим постепенное умирание поколения холодильниковых людей», — сказал Северин Квятковский.