Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. О праве народа на национальные символы

Источник материала:  
14.05.2018 07:54 — Разное

12 мая Александр Лукашенко поздравил белорусов с Днем государственного герба и государственного флага. Почему в этот день? Когда и как эти символы были установлены в Беларуси?

 

Правовые основы

Оказывается, что в соответствии с указом № 157 от 26 марта 1998 г. ежегодно во второе воскресенье мая отмечается государственный праздник «День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь». Как говорится в указе, эти символы «...отражают исторические, духовные и нравственные черты нации, особенности культуры и мировоззрения белорусского народа, его стремление к самоопределению и самостоятельному развитию».

Согласно официальной версии, установление нынешней символики Беларуси произошло в 1995 году. Тогда на республиканском референдуме избиратели якобы выразили несогласие с бело-красно-белым флагом и гербом «Погоня» и поддержали символику, предложенную Лукашенко.

После референдума эталоны государственных символов были утверждены президентским указом от 7 июня 1995 г. Почти через десять лет на этот счет был принят закон «О государственных символах Республики Беларусь» от 5 июля 2004 г.

В своем поздравлении от 12 мая 2018 г. Лукашенко, в частности, отметил: «Сегодня мы подчеркиваем значимость этих неотъемлемых символов суверенной Беларуси, наполненных доблестью и героизмом, сознаем их глубокую историческую роль в сохранении общественного согласия на белорусской земле».

Так ли это? Являются ли нынешние символы «неотъемлемыми символами» Беларуси, отражают ли они «исторические, духовные и нравственные черты нации», стремление белорусского народа к самоопределению и самостоятельному развитию?

 

Государственные символы до референдума 1995 г.

По мнению белорусских историков, в частности, Владимира Орлова, символами белорусской нации являются именно бело-красно-белый флаг и стародавний герб «Погоня». Они были на хоругвях воинов Великого княжества Литовского в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 г. Трехполосный флаг и герб «Погоня» стали официальными символами Белорусской Народной Республики. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет Республики Беларусь 12-го созыва закрепил бело-красно-белый флаг в законе «О государственном флаге Республики Беларусь».

Что касается герба «Погоня», то он был признан государственным гербом постановлением Верховного Совета 10 декабря 1991 г. После референдума 1995 г. герб «Погоня» был включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Это означает, что им можно свободно пользоваться на территории страны. Более того, ряд организаций имеют изображение этого герба на своих эмблемах, в том числе Консервативно-христианская партия — БНФ, Таварыства беларускай мовы імя Францыска Скарыны, организация “Бацькоўшчына”.

 

Референдум 1995 г. и его итоги

С инициативой в проведении референдума выступил Лукашенко. Он предложил на обсуждение четыре вопроса: 1) согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским? 2) поддерживаете ли вы предложение об установлении новых государственного флага и государственного герба Республики Беларусь? 3) поддерживаете ли вы действия президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией? 4) согласны ли вы с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?

11 апреля 1995 года Верховный Совет 12-го созыва приступил к рассмотрению предложения Лукашенко. В ходе дискуссии депутаты от БНФ и БСДП выступили против проведения такого референдума. В результате Верховный Совет не поддержал инициативу президента. После этого Лукашенко пригрозил, что приостановит деятельность Верховного Совета и организует референдум без его согласия.

В знак протеста 19 депутатов объявили, что начинают голодовку. Ночью (с 11 на 12 апреля) в зал заседаний ворвались люди в масках и камуфляжной форме и с применением силы выдворили находящихся там депутатов. При этом некоторые были избиты.

13 апреля 1995 г. Верховный Совет путем повторного голосования (что является нарушением процедуры) принял постановление о назначении референдума. Одновременно с референдумом (на 14 мая 1995 г.) были назначены выборы депутатов Верховного Совета нового (13-го) созыва.

При проведении голосования были отмечены многочисленные нарушения законодательства, особенно в сельской местности. На фоне высокой явки избирателей (по данным Центризбиркома, 95%), выборы депутатов Верховного Совета не состоялись почти в половине избирательных округов. Сам по себе этот факт ставит под сомнение достоверность результатов голосования на референдуме. Он же подтверждает стремление организаторов сорвать выборы в парламент с целью ослабления и нейтрализации законодательного органа власти.

По данным Центризбиркома (председатель — А.М.Абрамович), за придание русскому языку статуса государственного высказались 83,3% избирателей, против — 12,7%; за принятие нового флага и герба — 75,1% избирателей, против — 12,5%.

Вечером того же дня (14 мая), после объявления предварительных результатов, управляющий делами президента Иван Титенков с компанией сослуживцев залез на крышу Дома правительства, спустил бело-красно-белый флаг и порвал его на части. По тогдашнему законодательству (УК 1961 г.) такие действия признавались преступлением «Надругательство над государственным символами» (ст.186-2).

 

Аргументы «против»

После подведения итогов голосования прежняя государственная символика была объявлена «незарегистрированной». Русский язык получил статус государственного языка. Курс на интеграцию с Россию стал приоритетным во внешней политике.

Между тем, следует признать, что вопросы, предложенные на референдум, противоречили Декларации о суверенитете Беларуси (преамбуле, ст.ст. 1, 2, 3), Конституции (преамбуле, ст.ст. 17, 78), закону «О всенародном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» (ст. 3).

Первый и второй вопросы нарушали «неотъемлемое право белорусского народа на суверенную национальную государственность, гарантии существования белорусской культуры и языка» (ст. 1 Декларации). Согласно ст. 3 вышеназванного закона, они вообще не могли выноситься на республиканский референдум.

Кроме того, в Конституции 1994 г. содержалась норма (ч. 2 ст. 148), которая запрещала вносить изменения и дополнения в Конституцию в последние шесть месяцев полномочий Верховного Совета. Это как раз имело место в тот период.

Следует также учесть возмутительный факт применения силы в отношении депутатов парламента, которые объявили голодовку. На следующий день этих депутатов не пропускали в парламент, что деморализовало весь депутатский корпус. По данному факту было возбуждено уголовное дело, однако в дальнейшем производство по нему было приостановлено в связи с недостаточностью доказательств.

 

Выводы и предложения

Таким образом, референдум 1995 года был назначен с нарушением установленной процедуры, включал вопросы, которые не могли изначально выноситься на обсуждение, голосование проводилось с многочисленными нарушениями законодательства.

Как результат, итоги голосования не могут иметь юридического значения. Это означает, что белорусский народ сохранил свое неотъемлемое право на прежние государственные символы (бело-красно-белый флаг и герб «Погоню»), а равным образом на белорусский язык как единственный государственный язык.

Считаю, что вопрос о государственных символах подлежит закреплению на конституционном уровне. В этой связи предлагаю статью 19 Конституции дополнить тремя новыми пунктами:

«Государственным флагом Республики Беларусь является полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных полос равной ширины: верхней и нижней белого, средней — красного цвета. Соотношение ширины флага и его длины 1 : 2.

Государственным гербом Республики Беларусь является стародавний герб Великого Княжества Литовского и Русского, представляющий собой изображение расположенного на красном фоне всадника белого цвета, обращенного в левую сторону, с поднятым мечом и щитом с крестом.

Государственным гимном Республики Беларусь является музыкальная композиция на стихи Натальи Арсеньевой «Магутны Божа».

Для решения вопроса есть два законных способа, если говорить о поправках в Конституцию 1994 г. Первый способ — через парламент (п. 2 ст. 83, ст. 147-148); второй — через референдум (ч. 2 ст. 149).

Понятное дело, что для внесения изменений и дополнений в Конституцию в стране должны быть созданы надлежащие условия и сформированы легитимные органы государственной власти. Важнейший из них — парламент.

 

 

Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. О праве народа на национальные символыМнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

←Регионы вымирают. Беларусь опять угодила в демографическую яму

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика