"Люди ломали ребра, пробивали легкие". Как ярко живут и больно падают минские экстремальщики
Экстрим-барахолка Allride market в субботу гудела на всю Октябрьскую: в бывшем заводском цеху гремела музыка, грохотали скейты и BMX-ы — и пес счастливо лаял в погоне за фрисби. Минчане собрались, чтобы продать или купить бэушное снаряжение, а еще привлечь внимание к экстрим-движению в Беларуси. Тут и бокинг, и дрифт на трайках, и скимбординг — далекому от экстрима без словаря не разобраться.
Бокинг
Передвижение на специальных пружинящих ходулях — джамперах.
17-летний Антон Остапенко бежит на ходулях-джамперах и метко забрасывает мяч в кольцо — удобно для баскетбола! Спускаясь с джамперов на землю, обстоятельно рассказывает: такие стоят около двухсот баксов, привез из Польши.
— «Кузнечики» — это очень раздражает, но чаще всего нас так и называют. Еще говорят, что мы «на ходулях». Ходули — это нормас, — улыбается Антон.
Джамперы нужны Антону и его друзьям, чтобы бегать и прыгать. Они собрали в соцсетях группу «Легкие на подъем» и в свободное время встречаются в парках, приносят гамаки, мячи и фрисби. Учат всех желающих, тренируются сами.
— В Украине и России есть чуваки круче, чем мы: делают сальто, перепрыгивают через машину. Я, может, физически и справился бы с сальто, — прикидывает Антон. — Но боюсь. Ногу, позвоночник, шею — все можно сломать. Были ли у меня травмы? Скажем так, я ничего не ломал. И всех учеников мы страхуем, никто не падает.
Дрифт на трайках
Дрифт-трайк — это транспорт, у которого задняя часть от карта, а передняя от мотоцикла или велосипеда. Здесь важна не скорость, а удержание заноса. При максимальной скорости трайка в 40 км/ч катаются обычно на 15 км/ч.
Алексей Мамыш работает барменом, «разливает пиво». Когда-то он мечтал о мотоциклетном картинге, но соорудить подобный в Минске оказалось сложно. Парень сосредоточился на дрифт-трайках: их сдают напрокат, возят на корпоративы.
У трайка для дрифта простая конструкция, при желании можно собрать в гараже. Для Drift Trike Minsk заказывали в России на производстве, цена — примерно тысяча долларов.
— Первую модель я купил — и разбил во время первого проката, — честно признается Алексей. — Что я тогда почувствовал? Удовлетворение! Обидно мне не было. Это же железо, оно ремонтируется. Зато исполнилась мечта заняться кастомайзингом.
Кататься на дрифт-трайке нужно в шлеме, а еще соблюдая технику безопасности:
— Иногда падаешь с трайка, надо держаться крепко. Перевернуть его тоже реально, конечно.
Кайтсерфинг
Катание и прыжки по волнам на доске под кайтом (воздушным змеем).
На экстрим-барахолке установили «симулятор кайтсерфинга». Желающих ставили на батут, надевали крепление — и с доской на ногах поднимали в воздух.
— На симуляторе времени в воздухе гораздо больше, чем под кайтом, — объясняет Владимир Гавриленок из проекта «Светром». — Там три, от силы шесть секунд — а здесь, пока веревку держат. Можно отрабатывать трюки, элементы, вращения.
Владимиру 40 лет. Пятнадцать из них он увлекается кайтсерфингом. Ради хобби ушел с работы.
— Раньше у меня был график «с девяти до шести», но, как только дул ветер, мне уже не работалось! Я начал учить кататься других, ремонтировать кайты — и это заняло меня полностью. Когда работаешь в такой сфере, удовольствия, конечно, больше. А заработка… На жизнь хватает.
Среди ярких воспоминаний, которые подарил Владимиру кайтсерфинг — и незабываемое ощущение полета от первого прыжка, и боль первой травмы.
— По неопытности я зашел в грозовой фронт. Обычно его пережидают на берегу. А если непогода застала на воде, есть система безопасности — можно отстрелить кайт, чтобы тот лег на воду. Но я спешил на берег, смотрю: огромная туча идет, вода кипит. Чуть-чуть до берега не доехал. Испугался, что ребят стало поднимать одного за другим, а я был как раз там, куда они летели. Стал убегать. Сильно разогнало, зацепился за волну — и ударился. Очнулся на воде, но чувствую, что-то не так. Поломало ребра. Хорошо, рядом спасательная станция была. Лег на воду, плавненько доплыл, — делает паузу Владимир, и улыбается: — Потом-то я и придумал кайт-симулятор.
Скимбординг
Скимбординг похож на серфинг, только кататься на доске надо на мелководье или по мокрому песку.
В роли мелководья в бывшем цеху — неглубокий бассейн. Лихой скимбордист скользит по воде, летят во все стороны брызги.
— Достаточно 2 мм воды, и ты уже скользишь за счет прослойки между дном и скимбордом, — вводит в курс дела Дмитрий Узкий из Федерации воднолыжного спорта и вейкборда Беларуси. — Сколько можно проехать? Метров 15, а то и 25 — как разгонишься.
Дмитрию 46 лет, он работает системным администратором и говорит, что «загорает от монитора». Он и правда очень загорелый для середины мая — но это потому, что своей второй жизнью считает вейкбординг: скольжение на доске вслед за катером. Дмитрий — тренер и судья; верит, что 15 минут вейкбординга заменят тренировку в качалке.
— Спорт экстремальный, много травм: растяжения, сотрясения, вывихи шеи. На моей бытности люди ломали ребра, пробивали легкие на соревнованиях. Как это возможно, если ты скользишь по воде? На ее поверхности ставят препятствия: кикеры, слайдеры. Такой вид спорта не каждому подходит. Моя дочь пробовала, упала один раз — и сказала: «Больше не буду». Сын много раз травмировался, но остался в строю.
Слэклайн
Хождение по натянутой стропе.
Поднимаешь голову — и видишь, что под крышей бывшего заводского цеха балансирует на веревке мужчина.
— Это не веревка, а стропа! — поправляет программист, скалолаз и слэклайнер Слава Васюкович. — Слэклайн с английского — слабая линия. Есть разные его подвиды. Классический, когда стропа невысоко над землей и не очень длинная. Лонглайн, если стропа от 50 метров и длиннее. Хайлайн, когда ходишь на высоте и со страховкой. И родео, когда стропа тянется с большим провисом.
Когда Слава первый раз попробовал слэклайн, у него ничего не получилось. Вообще-то, сходу ни у кого не получается.
— Надо тренироваться с месяц, чтобы увидеть первые результаты. Я стал делать пять шагов, шесть, семь — и затянуло.
Оказывается, зря зрители с опаской поглядывают на ходока под потолком. Травмы чаще случаются на классическом слэклайне.
— Вот, смотрите: девушка первый раз идет по стропе. Ноги ставит неправильно, не умеет падать. Если неловко приземлится на ступню, может и перелом случиться. А если сорваться на высоте, повиснешь на страховке: ну, будут синяки с царапинами, — для наглядности демонстрирует свежую красную полосу на ноге Слава.
— Но падать-то страшно?
— Страшно. Зато борьба со страхом, преодоление себя — вот что интересно.