Баллы за нарушения ПДД: в Чехии права отбирают на год, а в Латвии доходит и до пересдачи экзамена

Источник материала:  
11.05.2018 15:21 — Разное

Возможность введения балльной системы штрафов за нарушение ПДД в Беларуси обсуждали всего десяток лет назад, в 2008 году. И вот вопрос снова вынесли на обсуждение. Аргументы все те же — ужесточить наказание за систематическое нарушение правил дорожного движения. Белорусская система предполагает дифференцированный подход, когда количество штрафных баллов зависит от тяжести содеянного на дороге.


Фото: Юлия Альгерчик

Напомним, что 10 лет назад рассматривался вариант введения 27-балльной системы учета нарушений правил дорожного движения. При начислении штрафных очков ГАИ предлагала исходить из степени общественной опасности допущенных водителями нарушений. Так, превышение скорости или оставление места ДТП предлагалось оценивать в 9 баллов, нарушение правил обгона и маневрирования — в 7 баллов, проезд на красный свет — в 5 баллов, разговор по телефону во время управления автомобилем и управление автомобилем с непристегнутыми ремнями безопасности — 2 балла. Баллы планировалось обнулять по истечении года после совершения нарушения.

Что предлагают сейчас? Почти то же самое. Только лимит на год — 15 баллов. Дифференциация происходит с привязкой к величине штрафа в базовых величинах. Но по сути — количество штрафных баллов зависит от тяжести «преступления».

  • Так, за правонарушения, «тянущие» до трех базовых величин, будет начисляться один балл. Сюда входят «письма счастья» за превышение скорости, зафиксированные автоматическими камерами. Бесконечно «летать» под камерами и просто оплачивать штрафы уже не получится. Непройденный техосмотр и парковку в неположенном месте тоже оценили в 1 балл.
  • В 2 балла оценили нарушения со штрафом до 5 базовых величин. Сюда входят проезд на красный свет и несоблюдение требований дорожных знаков.
  • 3 балла дадут за превышение скорости на 30 и более км/ч.
  • 4 балла будут выдавать за нарушения, которые предусматривают штраф свыше 10 базовых величин или лишение прав. Сюда входят вождение в нетрезвом состянии, выезд на встречную полосу и др.

Штрафные баллы не начисляются за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 6 и 8 статьи 18.12. Это управление транспортным средством с заведомо скрытым, подделанным (подложным) или иным образом измененным регистрационным (номерным) знаком, идентификационным номером кузова или шасси либо без присвоенного регистрационного (номерного) знака и управление транспортным средством с нечитаемым, нестандартным или установленным с нарушением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации регистрационным знаком. Также штрафные баллы не будут начислять по части 5 статьи 18.22 КоАП РБ — Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения.

В принципе, система подсчета и начисления баллов вполне прозрачная и понятная. При наборе 15 баллов в течение года придется положить права на полку на полгода. По истечение года набранные штрафные баллы сгорают.

AUTO.TUT.BY посмотрел, как система баллов для водителей-нарушителей работает в других странах.

В России с этого года также идет жаркое обсуждение идеи введения балльной системы. Пока предлагается лишать прав на год-полтора за три и более нарушения ПДД в год. Такая мера наказания предусмотрена только за грубые нарушения: систематическое превышение скорости более чем на 40 км/ч, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу — но лишь в случаях, когда их зафиксировал инспектор. Такая система получается более жесткой, чем у нас, и не привязана к «стоимости» штрафов.

В Украине еще в 2015 году была утверждена система штрафных баллов. Она предусматривала лимит в 150 баллов на год. Нарушения ПДД оценивались в 50 баллов, причем список этих нарушений был фиксированным, туда входили далеко не все «проступки». Но списывались баллы только в случае, если правонарушение было зафиксировано средствами фото- видеофиксации. После того, как баллы закончились, водитель должен был оплачивать штраф «живыми» деньгами. Ни о каком лишении после «сгорания» балов речи не шло. Правда, система так и не заработала в силу множества причин. Это и несовершенство законодательства, и неготовность инфраструктуры. Сейчас в Украине вновь вернулись к обсуждению этой темы.

В Грузии в результате реформы системы МВД в полицию (в том числе дорожную) пришли совершенно новые кадры. Поменялась и система наказания за нарушения. С 2017 года введены баллы. Лимит на год — 100 баллов. По достижении нулевого баланса следует лишение на год и пересдача экзамена. Так, за превышение скорости от 15 до 40 км/ч списывается 10 баллов, более 40 км/ч — 20 баллов, за непристегнутые ремни безопасности — 5 баллов, за передачу управления лицу в нетрезвом состоянии — 40 баллов. Вместе с баллами водитель также платит денежный штраф. Количество нарушений, за которые начисляются штрафные баллы, совсем небольшое. Можно сказать, что в Грузии точечно решили бороться с конкретными распространенными правонарушениями.

В Чехии штрафные баллы начисляются только за серьезные нарушения и оцениваются по градации от 2 до 7 баллов. «Насобирал» 12 баллов — лишаешься прав на один год. Например, проезд на красный свет или превышение скорости на 50 км/ч — 5 штрафных баллов. Всего список «балльных» нарушений состоит из 27 пунктов. К 2019 году наказания планируется ужесточить. За то же превышение будет начисляться уже не пять, а шесть баллов. Система работает безотказно. Как только лимит баллов исчерпан, водителю приходит письмо-уведомление с просьбой сдать права. Если наказание предусматривает лишение, то баллы не начисляются.

В Латвии одна из самых строгих систем штрафных пунктов, и действует она с 2003 года. Градация идет по шкале от 0 до 8 баллов. При наборе 16 штрафных баллов ваши права «сгорают». Казалось бы, ничего оригинального. Но есть и особенности. Так, начисленные штрафные пункты действуют в течение двух лет и потом автоматически удаляются из базы данных. Но не все! Например, нарушения, оцениваемые в 8 пунктов, остаются в силе в течение 5 лет. Если в течение 10 лет водитель дважды зарабатывал 16 баллов, то лишится права управления на 5 лет, и для возврата водительского удостоверения ему придется заново пройти обучение, получить медицинскую справку и сдать экзамен.


Фото: Юлия Альгерчик

Система штрафных баллов также применяется в Австралии, Англии, Германии, Израиле, Италии, Корее, США, Франции и многих других государствах. И в этих странах уже доказала свою эффективность. Сможет ли Беларусь со второй попытки внедрить штрафные баллы?

Ныне существующие наказания за нарушения ПДД во многих ситуациях позволяют отделываться лишь денежным штрафом без боязни лишиться водительского удостоверения. Система баллов как раз призвана «притормозить» тех, кто нарушает регулярно и так же регулярно оплачивает штрафы. В то же время в большинстве стран штрафные баллы начисляются далеко не за все нарушения, а только самые грубые или распространенные. То есть, ведется более точечная борьба с определенными правонарушениями.

Белорусская система в том виде, в каком предлагается сейчас, будет бороться практически со всеми видами правонарушений, даже самыми мелкими. Но при этом позволяет в течение года 15 раз незначительно отступить от ПДД, чего для дисциплинированного водителя этого лимита достаточно. Кроме того, срок лишения полгода при наборе 15 баллов — один из самых небольших. В большинстве стран права забирают минимум на год.

←Следственный комитет России собрал доказательства, опровергающие показания о подмене допинг-проб в Сочи-2014

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика