В кране ржавая вода. За какие некачественные услуги можно вернуть деньги
Какие коммунальные услуги считаются некачественными, когда и куда можно обратиться за перерасчетом их стоимости «Кур'еру» рассказал Игорь Щаев, начальник юридического отдела Слуцкого ЖКХ.
Отношения между жильцами и коммунальными службами регулирует множество нормативных актов, но основной документ — закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
О недостатках коммунальных услуг можно говорить тогда, когда их качество не соответствует законодательству или условиям договора.
Порядок действий, если услуга некачественная или её не оказывают:
- Позвоните в аварийно-диспетчерскую службу или напишите претензию. Требуйте, чтобы заявка была зарегистрирована.
- Специалист, прибывший по заявке, устанавливает факт, что услуга не оказана, причины этого и составляет претензионный акт.
- Претензионный акт подписывает прибывший специалист и жилец. Потребитель вправе подписать претензионный акт с оговорками.
- Если жилец отказывается от подписи, то исполнитель должен записать это в акте.
- Если недостатки подтверждены, то потребитель вправе отказаться от услуги и не возмещать расходы на её оказание.
Что может потребовать потребитель:
- возврата платы
- уменьшения размера платы
- безвозмездного устранения недостатков
- повторного оказания жилищно-коммунальной услуги.
Срок рассмотрения требований потребителя — не больше семи календарных дней со дня предъявления требования.
Недостатки должны быть устранены в максимально короткий срок, но не больше месяца со дня предъявления претензии.
Если недостатки выявлены повторно, то исполнители коммунальных услуг должны устранить их в первоочередном порядке.
О перерасчёте за некачественные коммунальные услуги
Перерасчёт производится на основании претензионного акта, начиная со дня поступления к исполнителю устного или письменного обращения.
Перерасчёт возможен, если услуги (по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (канализации), газо-, электро-, теплоснабжению, техническому обслуживанию лифта, обращению с твердыми коммунальными отходами), не оказаны или предоставляются с перерывами больше 24 часов.
Перерасчёт платы при отсутствии приборов учёта производится на сумму стоимости объёма не предоставленных коммунальных услуг.
Объём не оказанных услуг рассчитывается, исходя из:
- норматива потребления коммунальной услуги,
- количества потребителей (для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (канализации), электро-, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами),
- общей площади жилых помещений (для отопления),
- продолжительности не предоставления коммунальной услуги.
За какие недостатки вернут деньги:
- Если качество питьевой воды не соответствует санитарно-гигиеническим нормам для конкретных систем водоснабжения. В этом случае размер платы уменьшается на 10% на весь период, когда была некачественная вода.
- При температуре горячей воды менее 60 °C (для открытых систем централизованного теплоснабжения), менее 50 °C (для закрытых систем свыше трёх суток подряд);
- При отклонении уровня напряжения, частоты электроэнергии от действующих стандартов;
- Если температура воздуха в жилом помещении больше суток ниже +18 °С;
- Если услуги по техническому обслуживанию жилого дома и санитарному содержанию вспомогательных помещений, техническому обслуживанию лифта оказаны с недостатками.