Мой дедушка — небесный ястреб
Мой дедушка, Михаил МАТЮШ, родился в тяжёлое время сразу после войны под Борисовом, где почти всё было разрушено немцами, сожжено. Люди только перебрались из землянок в дома, часто голодали. У Мишиных родителей уже было двое детей, а мой дедушка родился, когда его отцу было уже 70 лет, хотя мать была еще молодая. Жилось ему в детстве нелегко: постоянно хотелось кушать, не было нормальной обуви, вечно мёрз. Тогда было такое время, что почти все дети испытывали то же самое. Иногда выпивая рюмку водки (это были его «боевые сто грамм») мой дедушка, даже несмотря на то, что был военный лётчик, боевой офицер, и сам был на войне, вспоминая именно своё нищее голодное детство, мог заплакать…
В послевоенные времена в Червене было три детских дома. Там жили, в основном, ребята, родители которых погибли на войне. Эти дети ходили в обычную школу, и у старого поколения червенцев, если вспоминают детство, слово «детдомовский» очень часто мелькает в рассказах. Миша МАТЮШ тоже попал в детский дом, потому что у его родителей не было денег кормить троих детей. Там он жил, ел, ходил в школу, но в любой день мог прийти домой, как бы погостить. В детдоме было много таких детей. Родители отдавали их туда из-за безысходности, чтобы не умерли с голоду. На выходные они приходили домой… Это было для того времени обычное дело.
Миша хорошо учился в школе, ему очень нравились география, математика, физика и физкультура. Он и в музыкальную школу ходил, играл на трубе. И ещё играл в оркестре в Доме Культуры, играли перед танцами. А ещё в Червене был Дом пионеров, а там — кружок «Моделирование самолётов». Миша с первого занятия просто влюбился в самолёты! Как оказалось, на всю жизнь. Когда он вырос, то поступил в лётное училище и стал лётчиком.
Его трудное детство как раз помогло ему: выработалось упорство и сила воли, желание никогда не сдаваться. Но это в журналах мы видим красивые картинки, а жизнь состоит, как говорит моя мама, не только из одних красивых картинок. Так и мой дедушка. Закончив училище, ездил по всей стране. Не только романтика была, но и постоянные переезды, бытовая неустроенность, да ещё и политика тогда была в мире и в стране такая, что часто все сидели, как на пороховой бочке, и думали, что будет война.
Военные, конечно, были настороже особенно. И постоянно Советский Союз и Америка вели мировой спор о господстве, старались другие страны склонить на свою сторону. Много было таких стран по миру, в Азии, в Африке, в Латинской Америке. Мы в школе чаще всего слышим про Афганистан, что это была «горячая точка». А вот мой дедушка выполнял интернациональный долг в Анголе, в Африке. Там было оппозиционное формирование, называлось «УНИТА». У них были свои банды. Советский Союз помогал народу Анголы избавится от «УНИТЫ», потому что она не давала мирно жить стране, дети не учились, взрослым было негде работать. Всё из-за этих оппозиционеров! Мой дедушка летал на очень крутом военном самолёте и вёл аэрофотосъёмку африканских джунглей. Потом по этим фоткам можно было понять, где сидели «унитовцы». Однажды дед сам заметил над джунглями подозрительный дымок. Они с экипажем запустили туда ракеты с самолёта и разгромили большую группировку! Дедушку за это наградили орденом «Красной Звезды»!
…Во всякой войне есть и мирные минуты. Так было и в Анголе. Надо сказать, что там прямо на берегу океана есть алмазные жилы. В общем-то, борьба за них тоже была одним из факторов войны… Так вот, когда у ангольцев ломалась техника, они не чинили её, не везли, как мы, например, автомобили на СТО. Просто бросали на свалке и покупали за алмазы новые. И вот в свободное от боевых вылетов время дедушка починил автобус, который нашли на свалке. Запчасти к нему «откопали» там же, с других автобусов. И потом его использовала вся их военная часть для своих нужд. А иногда приходили негритята, местные дети, и любопытно заглядывали в автобус. Дедушка тогда становился Львом Бонифацием: катал детей!
Дедушка вообще любил детей, в своих сыновьях души не чаял! Старался, чтобы их жизнь была насыщенной и разнообразной. Может, он хотел, чтобы их детство не был похоже на его собственное, чтобы у них всё было. Мой папа рассказывает, что они с братьями всегда знали заранее, когда папина эскадрилья возвращается на базу. Потому что сверхзвуковые самолёты летели так низко, что стёкла в окнах дрожали. Тогда мальчишки знали: о, батя возвращается, будет проверять уроки! Точно так и я сейчас знаю: если раздаётся топот по лестнице у наших дверей, значит, через пару минут услышу папину фразу: «Ну, проверим математику!..»))
…Кроме Анголы, дедушка служил в Чехословакии, в Молдавии. Ему присвоили звание морского лётчика и вручили кортик! Это не каждому даже увидеть выпадает — настоящий кортик, а у моего деда был заслуженный, личный, настоящий! Есть ещё одно легендарное название, с которым связан мой дедушка. Это «Нормандия-Нёман». Кто не знает — это легендарный лётный полк из французских и советских лётчиков. Они геройски сражались во время войны и стали легендой, про них фильмы снимают. После войны этот полк базировался на Дальнем Востоке, и дедушке повезло служить и там!
И везде он много фотографировал. Мой папа говорит, что в те времена не было телефонов с камерами и люди фоткались только по праздникам (сейчас в это верится с трудом). Однако же у папы и его братьев полно фоток! Это благодаря дедушке Мише. Он был и по нашим меркам очень современный: фоткал каждый день!)) А моей маме, так как она фотограф, достался по наследству дедушкин фотообъектив, которым он ещё джунгли снимал в Африке. Это очень крутой объектив, он за километры видит! Хотя ему и лет сорок. Вот что значит военная техника!..)
Возможно, кому-то сейчас захочется сказать: о, так про это можно целую книгу написать! Но, кроме того, что я рассказала в сочинении, я про военные дедушкины дела ничего не знаю. И папа не знает, и бабушка не знает. Потому что про войну и политику он своей семье не рассказывал. Так что это — вся история, собранная по крупицам годами. В ней пока не хватает только одного персонажа. Об этом я расскажу. Был у дедушки в Анголе друг — кубинец Рауль. Это был молодой красивый лётчик. Куба тогда была на стороне Советского Союза и тоже помогала Анголе. Их лётчики служили вместе с советскими, мой дедушка учил их летать. Может, вы смотрели кино — «В бой идут одни старики». У них тоже такая была настоящая боевая мужская дружба. А потом был один бой. В нём самолёт Рауля сбили, и он погиб. Он никогда не вернулся на свою солнечную Кубу… Дедушка долгие годы вспоминал его с теплом и болью. Очень жалел, что Рауль погиб…
Ну, а сам мой дедушка вернулся в Советский Союз, отслужил, вышел на пенсию, жил в Червене, вырастил троих сыновей. Жалко, что меня не вырастил — заболел и умер. Я его знаю только по рассказам. Но всё равно его люблю. Он для меня — настоящий небесный ястреб.
Анастасия МАТЮШ, 13 лет, г.Червень.
Фото из архива семьи Матюш