План индустриализации страны похож на хождение по граблям
Министерство экономики заявило о подготовке плана индустриализации страны. Документ будет включать более тысячи инвестпроектов, реализация которых, по задумке разработчиков плана, ускорит темпы экономического роста в стране. Независимые эксперты не разделяют этот оптимизм.
Поголовная индустриализация страны
Министерство экономики весь прошлый год и начало этого года занимается разработкой плана индустриализации страны. Суть плана сводится к тому, что в каждом районе, а их в стране 118, будут определены инвестиционные проекты.
Предложения в план будут вносить госорганы — в частности, министерства и облисполкомы. Документ рассчитан до 2025 года, и уже намечено 1740 проектов, которые могут быть реализованы в предстоящий период.
Предполагается, что выполнение плана индустриализации страны будет способствовать увеличению валового внутреннего продукта — с 54,4 млрд долларов в 2017-м до 100 млрд долларов в 2025 году.
Стоит отметить, что похожие документы, которые преследовали амбициозные экономические цели, принимались в Беларуси и ранее. Так, пять лет назад в Беларуси было принято постановление о «комплексной модернизации» 711 предприятий, которые формировали на тот момент 60% выручки страны.
Предполагалось, что в результате модернизации, которую поручено было провести в 2013-2015 годы, выручка на одного работника на промышленных предприятиях вырастет в 1,7 раза, а в промышленности — в 2 раза.
Тогдашний премьер-министр Михаил Мясникович с модернизацией увязывал выполнение амбициозных задач пятилетки по ускорению темпов экономического роста. Как заявлял Мясникович, обращаясь к чиновникам, «если мы не выполним поголовную модернизацию предприятий», то «выходить на показатели пятилетки будет очень сложно».
Модернизацию провели, но задачи пятилетки были провалены.
Официальный прогноз на 2011-2015 годы предусматривал рост ВВП на 62-68%, а по факту экономика за пятилетку выросла только на 5,9%. К бурному росту выручки модернизация также не привела. Более того, в 2017 году в долларовом выражении выручка в сельском хозяйстве и в промышленности была меньше, чем в 2012 году, то есть до проведения модернизации.
>Тем не менее, история повторяется. Несмотря на невыполнение целей той модернизации, власти сейчас планируют провести такую же «поголовную» индустриализацию страны.
Задача как всегда амбициозная — увеличить ВВП почти в 2 раза в долларовом выражении в 2025 году по сравнению с 2017-м. Причем, как и в случае с модернизацией, государство готовит большой перечень инвестпроектов для ускорения темпов экономического роста.
Во что выльется индустриализация страны?
Заявленные планы властей указывают на их веру в то, что государство может быть эффективным инвестором. Вместе с тем, выводы Международного валютного фонда, который проанализировал эффективность госпредприятий, свидетельствуют об обратном.
«В период с 2013 по 2016 год прибыль на собственный капитал (ROE) и прибыль на активы (ROA) госпредприятий были, соответственно, в среднем, примерно в четыре и примерно в три раза меньше, чем у частных компаний», — говорится в отчете МВФ, который был опубликован в конце прошлого года.
Белорусские экономисты считают, что государству нужно заняться повышением эффективности действующих госпредприятий, а не начинать новые проекты в рамках так называемой индустриализации страны.
«С учетом имеющегося опыта модернизации госпредприятий можно предположить, что эффективность проектов в рамках плана индустриализации будет также невысокой. Она может превратиться просто в проедание финансовых ресурсов», — считает научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Олег Мазоль.
Финансовые ресурсы, полагает эксперт, необходимо направлять на стимулирование развития частного бизнеса в регионах, а не на реализацию новых коммерческих проектов с участием госкапитала.
«В районах население сокращается в среднем на 1% в год, а трудоспособное население уменьшается в среднем на 2,5% в год. Чтобы люди оставались жить в регионах, необходимо всячески поддерживать там развитие частного (семейного) бизнеса», — полагает Олег Мазоль.
В частности, как считают экономисты, ресурсы нужно направлять на переобучение специалистов и за счет этого повышать кадровый потенциал регионов.
«Государство оказывает медвежью услугу местному населению, поддерживая неэффективные госпредприятия в регионах. Люди там работают и думают, что их специальность нужна, а на самом деле, учитывая крайне низкие зарплаты в регионах, это большой вопрос», — отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Депрессивные районы в Беларуси появились давно, продолжает экономист, а попытки решить эту проблему сейчас с помощью индустриализации наводят на мысль, что истинную причину экономических проблем на официальном уровне пытаются замалчивать.
«Складывается впечатление, что снова замалчивается корень проблем, который заключается в низкой эффективности госсектора. До тех пор, пока мы эту проблему не решим, никакая индустриализация регионам и экономике в целом не поможет», — убежден Александр Чубрик.
Более того, реализация плана индустриализации за счет государства может в очередной раз привести к существенному увеличению нагрузки на бюджет.
«Где гарантия, что модернизация госсектора, которую теперь называют индустриализацией, наконец-то приведет к ускорению экономики? Очередная попытка пойти по этому пути может привести к фискальному кризису», — полагает директор Исследовательского центра ИПМ.
Минфин весной этого года сообщил, что из-за неспособности госпредприятий обслуживать кредиты, долги госсектора на сумму 1,9 млрд долларов были переложены на бюджет. В связи с этим долги областных бюджетов уже превысили порог экономической безопасности.
Какую цену заплатит казна за индустриализацию страны, даже представить страшно.