Нобелевка по литературе не будет вручаться из-за секс-скандалов и коррупции
Иногда кажется, что Нобелевка уже стала не премией за достижения и открытия, а политическим инструментом. По крайней мере, в некоторых сферах. Но в этом году премия по литературе столкнулось с новыми обвинениями – сексуальными и инсайдерскими, пишет TUT.by. Притом вмешаться в разборки пришлось самому королю Швеции.
Премии не будет
В этом голу премия по литературе вручаться не будет. В следующем премию вручат дважды, если все проблемы разрешатся. Во всем виноват харрасмент – 70-летний супруг члена академии поэтессы Катарины Фростенсон оказался слишком активным. По словам журналистов, Жан-Клод Арно домогался членов академии, лауреатов Нобелевской премии по литературе, а также их жен, дочерей, других родственниц и даже наследницы шведского престола кронпринцессе Виктории на одном из мероприятий в 2006 году.
Но и это не все: оказалось, что Арно сливал данные о голосовании академиков букмекерам и, возможно, книгоиздателям. Он разгласил намерение объявить лауреатом премии Гарольда Пинтера, Эльфриду Елинек, Светлану Алексиевич. В Швеции он даже заслужил «почетное» звание «девятнадцатого академика».
Его супруга Катарины Фростенсон тоже оказалась замешана в коррупции: она годами убеждала Нобелевский комитет спонсировать клуб 'Форум', где сам Арно устраивал перфомансы и выступления.
Страсти накаляются
К разоблачению Арно присоединилась секретарь Шведской академии Сара Даниус, которая пошла к королю и юристам обсудить эту неприятную ситуацию. Но ее тут же обвинили в том, что она, мол, выносит сор из избы. В ответ Даниус потребовала, чтобы Катарину Фростенсон лишили статуса члена Академии, но против этого проголосовало восемь академиков.
На это решение Даниус заявила, что тогда сама отказывается от членства. О том же объявила и Фростенсон. А в апреле о выходе из состава королевской академии объявили еще трое. Сейчас будущее премии туманно: в комитете осталось всего двенадцать академиков. Дело в том, что новый член Академии выбирается только после смерти старого – и для этого нужно двенадцать голосов, которых, разумеется, не будет, если кто-то умрет.
На этой ноте король решил, что пора вмешаться. Карлу ХIV Густаву заявил, что не исключает возможность изменить устав премии для выбора новых академиков. Скандалы скандалами, а премия премией. Если, конечно, Нобелевке получится отмыться от этой истории.