Двойной удар. Заметки на полях судебного процесса над Александром Муравьевым
01.05.2018 20:37
—
Разное
Работа следствия вызывает массу вопросов: почему не изъяты документы, подтверждающие невиновность Александра Муравьева, которые находятся в его минской квартире, и не запрошены документы из Австрии?
В суде Ленинского района Минска под председательствованием судьи Валентины Бортник и гособвинителя Великого проходит суд над бывшим руководителем австрийской компанией ATEC Trading GmbH Александром Муравьевым. Это уже второй процесс над бизнесменом, которого в этот раз обвиняют по статье 234 части 2 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере).
В январе 2017 года Александр Муравьев уже был осужден на 11 лет тюрьмы по обвинению в нарушении четырех статей Уголовного кодекса, в том числе и за уклонение от уплаты налогов (ч. 2 ст. 243 УК РБ).
Основанием для повторного процесса над Муравьевым послужили сделки четырех беларуских предприятий с австрийской компанией ATEC Trading GmbH, совершенные с 25 июля 2013 года по конец 2015 года. Почему следствие выделило 4 предприятия (ЗАО «Мотовело Интер», СЗАО «Велосипедная компания МВЗ», СЗАО «Мотоциклетная компания «Минск-Мото», ЗАО «МВЗ Техно») в отдельное производство в 2017 году и сейчас повторно преследует Александра Муравьева – остается не известным.
Чем дольше присутствуешь на судебном процессе, тем больше вопросов вызывает работа следствия. Видно, советская практика написания научных работ, когда все факты, которые не вписывались в схему, откидывались, применена и при расследовании этого уголовного дела. Документы, подтверждающие невиновность Александра Муравьева и находящиеся в его минской квартире, следствием не изымались и не рассматривались. Не говоря уже о десятках коробок документации, находящихся в Австрии.
Вызывает удивление, что следствие не запросило у австрийских коллег информацию о хозяйственной деятельности австрийской компании ATEC Traiding Hmbh в период 2013-2015 годов, которая имеет важное значение в деле. Ведь именно сделки с данным австрийским предприятием названы мнимыми, а расходы по сделкам признаны нулевыми, налоги начислены со всего оборота по данным сделкам. В тоже время в ходе судебных разбирательств все свидетели подтвердили факт поставки комплектующих, уплату таможенных сборов, пошлин, НДС и других расходов.
В ходе процесса суду стало известно о наличии документов, подтверждающих факт того, что в 2008 году было заключено трехстороннее соглашение между компаниями APH group (Нидерланды) и Atec Traiding Gmbh (Австрия) и СП ЗАО РосинтехГрупп (Беларусь) о производстве по лицензии сельскохозяйственной техники на базе ЗАО МВЗ Техно (Беларусь). ЗАО МВЗ- Техно не имело прав закупать комплектующие напрямую у АПХ Групп, так как этим правом, по лицензионному соглашению, обладало ATEC Traiding. В то же время сделки по поставке комплектующих в адрес МВЗ-Техно от компании ATEC Traiding в период июль 2013 по конец 2015 года следствием признаны мнимыми, а документы по поставке – не имеющими юридической силы, что является самым главным абсурдом данного обвинения.
Суд отказался удовлетворить ходатайство защиты о приобщению к делу судебно-экономической экспертизы по анализу финансово – хозяйственной деятельности австрийской компании ATEC Traiding Hmbh за период 2013-2015 годов, что тоже выглядит крайне странно. При рассмотрении ходатайства больше всего возражал… прокурор. Хотя, казалось бы, именно прокуратура должна быть заинтересована во всестороннем рассмотрении дела и исследовании всего объема доказательств. Но, видимо, не в этот раз.
Что же преступного делала австрийская компания, если исходить из версии следствия?
Компания ATEC Traiding Gmbh закупала комплектующие у китайских поставщиков по стопроцентной предоплате, как это принято в международной торговле на условиях FOB порт Китай согласно Инкотремс 2000. Поставляла беларуским компаниям на условиях СIP Минск, до “двери”, неся при этом расходы по доставке в порт Клайпеды (Литва), портовые сборы, хранение в порту, доставке контейнеров железнодорожным транспортом в Беларусь, финансированию сделки… При этом, по словам свидетелей, поставка происходила через 6-10 месяцев после совершения предоплаты со стороны австрийского поставщика, что в принципе исключает возможность сотрудничества напрямую со стороны беларуской компании.
Сроки поставки товаров после авансового платежа ограничены шестьюдесятью днями, авансовые платежи в валюте в тот период времени были в принципе запрещены, только платежи из валютной экспортной выручки, штрафы за срыв окончания внешнеэкономической сделки составляли 2 % в день. Риск получения стопроцентного штрафа от суммы внешнеэкономической сделки возникал при наличии 50-дневной просрочки поставки, что делало такие сделки невозможными , да и полностью нецелесообразными.
Наличие торгового партнера в лице ATEC Traiding позволяло обеспечить компаниям возможность делать закупки комплектующих и производить конкурентную продукцию. Фактически такая схема работы позволяла предприятию производить продукцию.
10 томов нового уголовного дела Александра Муравьева, казалось бы, должны создать впечатление о качественной работе следствия. Но при оглашении материалов дела оказалось, что большинство документов — ксерокопии. Что интересно, копии некоторых документов «кочуют» из тома в том. Протоколы допросов свидетелей не только однотипны, но и, как выяснилось в ходе допросов в суде, не всегда внимательно читались самими свидетелями на следствии. Противоречивые протоколы допроса разных свидетелей вынудили защиту подать ходатайство о проведении экспертизы. Возникло подозрение, что следователь подсовывал свидетелям нужные ему показания, а те, не читая, подписывали. Не понятно, с какой целью следователь вызывал некоторых свидетелей по несколько раз, задавая одни и те же вопросы и получая одни и те же ответы. Судя по зачитанным протоколам допроса свидетелей, следствие не ставило перед свидетелями новых вопросов. Конечно, следователю проще вызывать одного свидетеля по несколько раз и, меняя дату допроса, давать на подпись «новый» протокол. Только платить за такую «работу» вынуждены налогоплательщики.
По делу о событиях 2013 -2015 годов выступает свидетелем обвинения человек, который в суде заявляет о том, что с 2009 года не имеет отношения к предприятию. Выйдя на улицу и опросив прохожих, следствие получило бы куда больше материала о положении дел на предприятии.
Да и «ключевые» свидетели обвинения пересказывают в суде свои домыслы. Им «кажется», они «что-то где -то слышали», а секретарь заседания вносит слухи в протокол. Некоторые свидетели дают показания как о свершившимся факте, при этом источником их информирования является интернет.
Далее еще интереснее. Согласно выводам следствия, Муравьев А.А. организовал в 2008 году регистрацию компании ATEC Trading GmbH с целью уклонения от уплаты налогов в Республике Беларусь в 2013-2015 году (период, когда директором компании ATEC Trading GmbH являлась Шаклеина Ю.Г.) Основанием для такого вывода послужила… регистрация компании в 2008 году.
Юрисдикция беларуских судов не знает границ. По крайне мере, такой вывод можно сделать из приговора Александру Муравьеву. Беларусский суд признает фиктивной австрийскую компанию, которая находится вне его юрисдикции! При том, что у властей Австрии претензий к работе предприятия не имеется, всю свою работу компания проводила в строгом соответствии с законодательством Австрии, в том числе и уплачивала все налоги.
И тут мы переходим к самому интересному. Между правительствами Австрийской Республики и Республики Беларусь подписано «Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество», датированное 12 ноября 2001 года. Данное соглашение предназначено для стимулирования сотрудничества между странами – Беларусью и Австрией. Суть соглашения подразумевает стимулирование более активного совершения торгово-хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, резидентами Республики Беларусь и Австрии, возможность платить налоги в любой из стран, с последующим зачетом, либо уплатой налогов по месту регистрации резидента. В данном случае белорусские предприятия платили в своей стране налоги, а ATEC Trading GmbH – в своей (Австрии). В материалах дела есть финансово-отчетные документы ATEC Trading GmbH, подтверждающие уплату налогов в Австрии.
В том же 2001 году между правительствами Австрийской Республики и Республики Беларусь было подписано еще одно соглашение: «Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Австрийской Республики о содействии осуществлению и защите инвестиций», датированное 16 июня 2001 года. Данное соглашение защищает инвестиции, вложенные австрийскими компаниями в компании и предприятия РБ (и наоборот). Так как ATEC Trading GmbH предоставлял отсрочку платежа по ВЭД сделкам беларуским предприятиям, то данная деятельность также является вложением инвестиций в беларускую экономику. В результате данной деятельности указанные беларуские компании до сих пор не рассчитались за поставленные им товары – задолженность составляет более 600 тысяч евро.
Следствие сделало вывод, что Александр Муравьев фактически руководил более чем полусотней предприятий! Трудно представить, каким образом ему это практически удавалась, но думаю, что люди с такими возможностями просто необходимы нашей стране. Сколько денег можно сэкономить на одних только зарплатах. Следствие доказало, что предприятия осуществляли хозяйственную деятельность, директора находились на рабочих местах, подписывали документы, проводили переговоры, принимали людей на работу.
Вывод об их «фиктивности» следствие сделало исходя из того, что они не занимались теми вещами, которыми и не должны были заниматься по законодательству. К примеру, директора не ездили на растоможку поступающего товара, на которую и не должны были ездить.