Частые ошибки технологических стартапов глазами инвестора
Старший управляющий партнер фонда Norwest Venture Partners Промод Хак имеет более чем 27-летний опыт на рынке венчурных инвестиций и ежедневно рассматривает множество проектов в сфере искусственного интеллекта, машинного обучения, кибербезопасности и виртуальной реальности. О распространённых ошибках, которые снижают ценность стартапов в глазах инвесторов специалист рассказал на сайте The Next Web.
Мировая экосистема стартапов развивается достаточно динамично и изобилует привлекательными проектами. Неудивительно, что в ней действует жёсткая конкуренция, преодолеть которую очень непросто, равно как и завоевать внимание и средства инвесторов.
Есть вещи, на которые любой венчурный фонд обращает внимание перед вложением: например, состав и качества команды основателей, используемые технологии и рыночные возможности бизнеса. Важное значение имеют также эффективная бизнес-модель, опыт успешной реализации проектов и способность наглядно убеждать, что предлагаемый продукт будет востребован на рынке. Есть и менее заметные нюансы, которые при этом способны заставить венчурных инвесторов отказаться от поддержки того или иного стартапа.
Например, основатель должен быть хорошо знаком с той сферой, в которой собирается запустить компанию. В противном случае потребуется время, чтобы освоить её, а пока это произойдёт, он скорее всего совершит множество ошибок. Понимающий инвестор вряд ли поддержат такой стартап, даже если речь идёт о действительно стоящей идее.
Новые рыночные условия также влияют на конкуренцию и процесс принятия решения инвесторами. Так, с 2015 по 2017 годы многие стартапы в технологической сфере получили рекордные суммы инвестиций. Появилось и большое число компаний-единорогов стоимостью более $1 млрд, многие из которых позже упали в цене. Верный способ заинтересовать венчурных капиталистов в конкурентной, многообещающей, но в тоже время несколько изменчивой среде — получить рекомендацию от другого венчурного инвестора. Но есть и другие способы, которые могут помочь (или помешать) завоевать их внимание.
Отсутствие желания развивать лидерские качества и умения принимать обратную связь
Лучшие венчурные инвесторы стремятся передавать свой опыт и оказывать помощь своим «подопечным». Предприниматели в свою очередь должны быть готовы прислушиваться к советам и критике. Желание основателей придерживаться собственной стратегии развития и бизнес-модели абсолютно естественно.
Однако инвестор, который действительно хочет помочь компании добиться максимального успеха, способен взглянуть на стартап со стороны и, отталкиваясь от своего предыдущего опыта в раскручивании других компаний, предложить более перспективное направление деятельности. В дальнейшем эти преобразования могут иметь решающее значение для компании.
Венчурные инвесторы также охотнее финансируют основателей, которые способны адекватно воспринимать конструктивную критику и делать выводы из своих ошибок. Именно предприниматели, поддающиеся обучению и готовые вносить изменения, которые пойдут на благо компании, в будущем становятся замечательными лидерами.
По мнению некоторых инвесторов, во время оценки стартапа полезно напрямую задавать основателям неудобные вопросы, так как это поможет многое понять об их личности. Вот наиболее существенные из таких вопросов:
- Готов ли начинающий предприниматель спокойно реагировать на критику, а не защищаться от неё?
- Он самодовольно хвастается своей компанией или объективно описывает проект?
- Он упрям или восприимчив к новым идеям?
- Будет ли комфортно работать с этим человеком или быть его ментором?
Иногда того, как ответит человек на поставленный вопрос, достаточно, чтобы предсказать, как будут развиваться отношения и совместная работа с ним.
Стартап предлагает неуникальный продукт на перенасыщенном рынке
Зачастую вслед за одним нашумевшим стартапом появляется множество проектов, которые просто копируют его идею. Инвесторов им не удивить, а финансировать их слишком поздно, потому что они не имеют преимущества компаний-первопроходцев.
Инвесторы в любой сфере заинтересованы в новаторах, так как они смогут быстрее заявить о себе и укрепиться на рынке. Хотя есть и исключения — чем раньше, компания выйдет на рынок, тем больше у неё шансов на успех.
Например, в конце 1990-х годов очень перспективным было построение оптических сетей, потому что во всём мире значительно выросло использование интернета, а существующие телефонные сети не справлялись с нагрузкой. Это привело к бурному развитию доткомов, а спустя несколько лет, когда пузырь лопнул, почти все они потерпели крах.
Врываться в и без того переполненную технологическую отрасль — всё равно что искать иголку в стоге сена. Сегодня сфера ИТ процветает, чем и привлекает амбициозных предпринимателей, но им нужно быть готовым справляться с неизбежными сложностями и постоянно учиться. Инвесторы без труда заметят потенциал в опытном и гибком основателе, который предлагает оригинальный продукт, обладающий сильным конкурентным преимуществом, и помогут продвинуть его идею.