Отмена сертификации не отменяет действие НПА
До 1 января 2016 г. обязательной сертификации подлежали услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
С 1 января 2016 г. обязательному подтверждению соответствия подлежат только объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов. В настоящее время в республике технические регламенты на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств отсутствуют.
Вместе с тем, это не отменяет действие целого ряда нормативных правовых актов, в том числе технических, регулирующих деятельность субъектов, оказывающих бытовые услуги.
Так, отношения между исполнителями и потребителями в сфере бытового обслуживания регулируются Правилами бытового обслуживания потребителей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590), которые в том числе определяют особенности оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
Также на данный вид услуг распространяется действие ряда технических нормативных правовых актов, которыми устанавливаются технические требования к оказанию услуг, требования безопасности, охраны окружающей среды и др.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №7 от 23 ноября 2017 г. п.3.7 во многом облегчит работу субъектов хозяйствования положение, которое устанавливает, что «со дня вступления в силу технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) и Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС), устанавливающих требования к продукции, субъекты хозяйствования вправе не применять ТНПА Республики Беларусь, устанавливающие обязательные для соблюдения требования к такой продукции, независимо от факта и даты признания их утратившими силу».
Кроме того, в соответствии с законодательством о техническом регулировании в РБ сертификация услуг осуществляется хозяйствующими субъектами в добровольном, инициативном порядке. При отсутствии на данный момент обязательных отраслевых требований и технических регламентов прохождение добровольной сертификации становится одним из немногих способов заявить о высоком качестве своих услуг (наряду с организацией обучения, повышения квалификации и аттестации своих сотрудников).
Добровольная сертификация как альтернатива госрегулирования это:
- упорядочение деятельности предприятия посредством анализа всех процессов;
- обеспечение контроля качества;
- аргумент для привлечения заказчиков (подготовка транспортного средства к прохождению Государственного технического осмотра), участия в конкурсах и программах развития, в т.ч. получения гос. заказов на проведение ремонтов и технического обслуживания транспортных средств организаций, не имеющих условий для выполнения ремонтов;
- инструмент конкурентной борьбы и создания позитивного имиджа;
- получение предприятием категории.
При прохождении сертификации услуги проверяются на соответствие требованиям и нормам законодательства, Правил бытового обслуживания населения, Национальных стандартов системы, ГОСТ.
Добровольная сертификацияуслуг представляет собой классический вид сертификации, не имеющей жестких законодательных ограничений в правилах и процедурах проведения. Сфера ее распространения по объектам и требованиям значительно шире сферы действия, которая была при обязательной сертификации услуг. В нашей стране сертификация услуг проводится по инициативе заявителя (исполнителя услуг) с целью подтверждения соответствия оказываемых услуг требованиям потребителей, стандартов, технических условий и других действующих документов.
При добровольной сертификации соблюдаются следующие основные принципы: добровольность, объективность оценки, конфиденциальность и защита интересов заявителя, доступность информации.
Опыт добровольной сертификации услуг (работ) в РБ имеет позитивный характер. Ее актуальность для индустрии услуг объясняется тем положением, что в изменившихся экономических условиях она попала в сферу интересов преимущественно малого и среднего бизнеса, руководители которого часто не имели необходимого опыта и квалификации для организации работ в данной области. Прохождение процедуры добровольной сертификации заставило последних уделять больше внимания санитарно-эпидемиологической, экологической и пожарной безопасности своих производств, повышению уровня укомплектованности предприятия оборудованием и персоналом, документальному обеспечению реализуемых процессов, внедрению мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня качества оказываемых услуг.
В настоящий момент для организаций, желающих открыть свой автосервис главный вопрос - делать сертификацию или нет?
Если Вы сильно экономите средства, у Вас маленькая мастерская, Вы не планируете работать с Государственными структурами и безналичными клиентами, то пока можете не проходить сертификацию. Но требования законодательства никто не отменял и соблюдать их жизненно необходимо, чтобы при первой проверке не потерять все, что заработали и возможно даже больше.
Если Вы планируете работать с Госструктурами, с безналичными клиентами, желаете привлечь внимание наибольшего количества клиентов, то просто необходимо для успешной работы пройти добровольную процедуру сертификации, обращаться нужно в Аккредитованный орган по сертификации Лидского центра стандартизации, метрологии и сертификации, г. Лида, ул. Черняховского, 30, каб. 24. Контактный телефон (0154) 62-73-44.
Мы проведем Вашу компанию через процедуру сертификации в течение 10 рабочих дней с момента готовности организации к оказанию услуг автосервиса. Нами проведены работы по сертификации более 170 автосервисов не только в Гродненской области, но и в других регионах Беларуси.
Также Лидский ЦСМС открывает новое направление: методическая помощь по метрологическому обследованию организаций автосервисов при открытии своей деятельности. Обращаться по телефону (0154) 62 73 44.