Взгляд из Эдинбурга. «В белорусском обществе назревает взаимная неприязнь»
Иногда, чтобы понять, где ты живешь и кто тебя окружает, надо сменить обстановку, чтобы через какое-то время посмотреть на всё со стороны. Потому что со стороны действительно виднее.
Белорусскому бизнесмену Алексею Августиновичу, живущему и работающему сейчас в Эдинбурге, для этого хватило полтора года. Недавно Алексей приехал в Минск на короткую побывку и на многое, что постоянно здесь живущим кажется привычным и обыденным, что просто не замечается, взглянул новыми глазами.
Своими впечатлениями и ощущениями, которые условно можно разделить на две части — о городе и о людях — Алексей поделился в «Фейсбуке».
Город
• «Запахи. Первое, что я почувствовал, выйдя из самолета — запах природы. Вкусный, насыщенный, запах земли, дождя, леса, травы. Наслаждался все дни. Когда живешь около моря — вкус воздуха другой. А тут — запах, как в детстве».
• «Минск по праву нравится туристам. Красивый, чистый, приятный город. Это правда, без преувеличения».
• «Широкие улицы. И это меня удивило. После Шотландии, где улочки узкие, начинаешь сомневаться, а нужны ли такие широкие тротуары и обочины при таком небольшом потоке пешеходов».
• «Стабильная погода. Может мне повезло с погодой, а может я привык, что в UK погода меняется несколько раз в день».
• «Нет лавочек. Шел, захотел присесть и насладиться людьми, городом, дорогами. Вроде и место оживленное и пространства хватило бы и центр. А вот негде, надо искать».
• «Очень много рекламы. Она везде и повсюду, она преследует тебя на улицах».
• «Много людей гуляет. Вечер, а людей на улицах Минска очень много. Все гуляют и ходят туда-сюда. А еще невероятно много людей с собаками. Раньше я такого не замечал».
Люди
• «Женщины. Тут даже сложно объяснить. Первое — их намного больше, чем в других странах. Далее. Стильные, конечно, есть. Но большинство с претензией на уход за собой и красоту. Причем, если сравнивать с другими странами, то там обычно две категории: первая (мало) — уход качественный, дорогой, стильный, профессиональный. Или вторая (большинство) — вообще почти никакого.
А вот у нас не так — видно, что у кого как получается и на что хватает средств и времени, но все что-то делают в этом направлении. Хоть как-то. Очень много блондинок по сравнению с другими странами. Причем домосамодельных.
У нас уже проявляется категория… эм,.. которые «за равенство с мужчинами», и они прям нарочно выделяют свое равенство — чтобы уж точно никто не ошибся. Это очень видно в прическе, поведении. Её ни с кем не перепутать. И это тоже своего рода стиль и уход с претензией. В другой Европе — там равенство ближе к безразличию, а тут как раз таки «небезразличие» и «я сама все могу/но не смей мне указывать, что женщина должна».
• «Татуировки. В центре появилась группа молодежи — вся такая с татуировками, прям на шее, до подбородка… Какого-то определенного стиля… И с тоннелями в ушах. И они типа такие крутые во всем. Раньше столько не было. В других странах такой тенденции не замечал, так, отдельные экземпляры».
• «Мужчины, даже скорее молодые парни. Может быть не все, но появилась какая-то категория (может это «Зара» открылась или где они это всё покупают.). С претензией на моду, некачественную, многим не идет. При этом они всем видом демонстрируют, что они такие крутые-модные и звезды в переполненном автобусе. В каждом автобусе несколько таких находилось».
• «Зависимость от мнения других. Я заметил, как люди на улицах и в транспорте оценивали меня — одежду, прическу, сумку, телефон. Кажется, что так и считается в их голове, что сколько стоит и почему у меня обычная сумка, но дорогой телефон. А потом видом показывали, что мне до их уровня очень далеко, недосягаемо. Возможно, таких было немного в целом, но я давно такого нигде не встречал».
• «Мышеловка. Знаете, есть такая ловушка — бочка, куда сваливаются крысы и едят друг друга. Ждут, когда останется одна, и победителя выпускают, чтобы он съел всех остальных, но уже на воле. Я видел таких людей. Кто-то беспомощно ожидает, что его скоро съедят, и из ловушки нет шанса выбраться. А кто-то — «дойдет и до тебя очередь, завтра съедим, что ты рыпаешься».
Мышеловок увидел несколько. Но особенно впечатлили две: «бедность» (беспросветная и безнадежная) и «старость» (старость не как свободное время для себя и друзей, а старость, как несвобода и ограничения)».
• «Расслоение в обществе. Назревает какое-то неоправданное расслоение в обществе и взаимная неприязнь. Одна категория людей стала зарабатывать больше других. А с другой стороны люди, которые их уже тихо недолюбливают и пытаются втихаря и даже нагло обмануть.
Первые — не потому что они специалисты высокого уровня или обладают особыми знаниями и характеристиками, но так исторически сложилось именно в Беларуси благодаря десятку умных людей. И вот уже те, кто оказался исполнителями, стали считать себя почему-то избранными, а всех не причастных к их кругу — «недо». Может быть, они такое не говорят, но это чувствуется, как они разговаривают и ведут себя.
Социальный лифт поднял на один-два этажа выше, а голова уже закружилась, и им показалось, что они взлетели до верхушки пирамиды, и теперь все позволено.
По моим прогнозам, лет через семь они круто обломаются, если не поменяются. История не раз такое демонстрировала.
Если посмотреть на голые факты — большинство из них не так много и зарабатывает, просто чуть больше, чем средний срез. Да и не так важно, сколько они там зарабатывают, важно, как доходом распорядиться. А по секрету скажу, что есть люди, которые гораздо, гораздо больше финансово успешны и грамотны.
Ну, и последнее, в Великобритании такие вообще не считаются «особенными». Тут это обычная работа с неплохой зарплатой, наравне с другими. Даже скорее работа для третьих стран, где это стоит в разы дешевле.
А особым уважением в обществе пользуются врачи узкой специализации, инженеры-разработчики, научные работники, специалисты очень высокого уровня.
Так что вы там это... снимайте свои короны и не разжигайте взаимную неприязнь в обществе. Хватит утверждаться, поливая друг друга грязью в метро. Надо бы подтягивать и другие свои сферы, пока есть временное финансовое преимущество».
Несогласным с его наблюдениями Алексей Августинович предлагает высказываться в комментариях.