Главный нотариус: белорусские нотариусы блокчейна не боятся
"Закон о нотариате и нотариальной деятельности" по инициативе министерства юстиции Беларуси откорректируют. Будут ли изменения кардинальными, когда белорусские нотариусы начнут работать по французской модели и боятся ли они технологии блокчейна, в интервью информационному агентству "Интерфакс-Запад" рассказала председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко.
– Какие в целом предусматриваются изменения в Закон "О нотариате и нотариальной деятельности"?
– Закон "О нотариате и нотариальной деятельности" в действующей редакции был принят в январе 2016 года, т.е. на его основании мы работаем два с небольшим года. В Законе "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" содержится важное положение, на которое редко обращают внимание. Его суть в том, что эффективность действующих нормативных правовых актов должна изучаться и при выявлении в них недостатков – устраняются либо вносятся соответствующие предложения по их корректировке. Мы проанализировали проблемные вопросы, которые возникли в процессе правоприменения Закона о нотариате, и внесли свои предложения в новый законопроект, вносящий изменения в "Закон о нотариате и нотариальной деятельности". Первый блок вопросов касается компетенции Белорусской нотариальной палаты, территориальных нотариальных палат, главных управлений юстиции, областных и Минского горисполкома, министерства юстиции как нашего регулятора.
Вторая часть вопросов касается введения некоторых понятий. Так, нам очень хотелось отразить в белорусском законодательстве такие понятия как "нотариат", "нотариальная деятельность". Используя международный опыт и предложения, внесённые экспертами Международного союза нотариата, мы представили свои. На наш взгляд, также важно ввести понятие "нотариальный акт". Это позволит разграничить нотариальные акты и прочие нотариальные действия (например, свидетельствование верности копий документов, свидетельствование подлинности подписи), которые не имеют столь существенного значения и не являются сделками, не влекут возникновения или изменения гражданских прав.
Третья часть нашего предложения касалась непосредственно регулирования процедуры совершения некоторых нотариальных действий. Например, удостоверение факта нахождения гражданина в живых мы во всех случаях предлагаем совершать на основании заявления заинтересованного лица.
Важно отметить следующее. С 1 января 2017 года Белорусская нотариальная палата внедрила в эксплуатацию Единую электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел. Данная система содержит в себе сведения обо всех совершенных нотариусами страны нотариальных действиях и открытых наследственных делах. В результате на сайте Белорусской нотариальной палаты функционируют два ресурса, которыми пользуется неограниченный круг заинтересованных лиц. Первый ресурс позволяет найти нотариуса, который открыл и будет вести наследственное дело после умершего гражданина. Второй ресурс предоставляет возможность проверить доверенность на наличие либо отсутствие факта ее отмены.
Нам кажется правильным и необходимым, когда существует возможность проверить, выдавалась доверенность нотариусами страны или нет, отменена ли она, или убедиться, что она еще действует. Это, на наш взгляд, важно для обеспечения стабильности гражданского оборота.
– Предусмотрены ли какие-либо "революционные" новации?
– Белорусский нотариат очень серьезно реформирован с 1 января 2014 года. По оценкам населения, которое обращается к нотариусам, процесс реформирования прошел достаточно успешно. Не было фактов, которые позволили бы говорить о необеспечении нотариатом доступности и качества нотариального обслуживания. Наоборот, доступность этих услуг в связи с переходом на самофинансирование и самоуправление нотариата повысилась.
В тексте нового законопроекта нет ничего такого, что кардинальным образом меняло бы нотариат либо процедуры совершения. Появятся новые виды нотариальных действий, которые сейчас в законе не отражены. Я имею в виду, например, нотариальные действия, в соответствии с которыми нотариус может в электронном виде представлять документы на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время нотариус, запрашивая документы для совершения нотариальных действий, получает их в 14-дневный срок. Эта норма нас не устраивает, потому что с внедрением в нотариат информационных технологий, Единой электронной системы 14 дней – это очень много. Поэтому мы хотим внести в закон норму о том, чтобы данный срок был сокращен – для оперативности и качества нотариального обслуживания.
Хочу подчеркнуть, что все наши предложения основаны на желании нотариусов быть полезными обществу и каждому конкретному человеку, который обращается за нотариальной помощью.
– Как изменится работа нотариусов?
– В предлагаемых для корректировки Закона нормах вряд ли будет что-то кардинально новое, изменяющее поведение нотариуса. Мы исключаем из закона понятия, которые вызывают различное понимание правовой нормы, пытаемся выстроить их логично, с целью установления, сохранения, защиты и обеспечения стабильного порядка совершения нотариальных действий. На обращения заинтересованных лиц нотариусы будут реагировать более оперативно. Нотариат уже привык к необходимости регистрировать нотариальные действия в электронной системе.
– Что в данной связи ожидает физлиц?
– Основное, что мы можем предложить физическим лицам, – это одно окно в порядке совершения нотариальных действий. Мы хотим, чтобы человеку для получения готового документа потребовался один визит к нотариусу. Для этого нужно, чтобы нотариус имел возможность собрать необходимые – и, разумеется, достоверные – документы оперативно, с использованием государственных информационных ресурсов. Благодаря взаимодействию с Регистром населения мы получаем по нашим запросам, в том числе, персональные данные. Фальсификации, подделки документов исключены. Нотариус имеет возможность получить всю информацию, которая необходима ему для совершения нотариальных действий, а в случае необходимости направляет документ на соответствующую регистрацию. Это т.н. французская модель нотариата – на наш взгляд, идеальный вариант. Нотариус – абсолютно активная фигура. Вы обратились к нему, объяснили, чего хотите, – он совершил необходимые процедуры, все зарегистрировал и выдал документ. Вот такой нам хотелось бы видеть белорусский нотариат в будущем.
– Как давно назрела необходимость совершенствования на законодательном уровне нотариальной деятельности в стране?
– Бежать впереди ситуации нельзя, процессы должны вызреть в обществе. Поэтому, подчеркну, сейчас мы ничего не меняем. На сегодняшний день нам достаточно тех преобразований, которые прошли в 2014 году. Сейчас идет плановая работа по совершенствованию института нотариата с целью реализации основной задачи – обеспечивать защиту законных прав и интересов граждан, юридических лиц, государства.
– Насколько активно использовался зарубежный опыт при разработке изменений?
– С 2014 года белорусский нотариат активно налаживает взаимодействие с Международным союзом нотариата, в этой организации на сегодняшний день представлены нотариаты 87 стран. Мы подали заявку на вступление в этот союз, к нам уже дважды приезжали эксперты. По результатам рассмотрения нашей заявки нотариат Беларуси принят наблюдателем при Комиссии по европейским делам.
Дважды в год нотариат европейских стран съезжается в одной точке и обсуждает актуальные глобальные вопросы, методики совершения нотариальных действий и их совершенствования. Мы присутствуем на этих встречах, получаем рекомендации. По результатам визита экспертов в 2016 году в наш адрес пришло заключение, в котором в том числе говорилось о необходимости введения в нотариате Беларуси такого понятия, как "нотариальный акт".
Также мы непосредственно налаживаем взаимодействие с нотариатами тех стран, которые для нас интересны. Недавно получили проект договора о сотрудничестве с Федеральной нотариальной палатой Германии. Думаю, в ближайшее время подпишем это соглашение. У нас уже заключён меморандум о сотрудничестве с китайским нотариатом, соглашение о сотрудничестве с нотариатами Сербии, Болгарии, 4-стороннее соглашение между нотариатами стран ЕАЭС.
Международное сотрудничество для нас немаловажно, поскольку позволяет совершенствовать национальное законодательство. В 2017 году в Беларуси прошла конференция на площадке которой обменивались опытом представители 21 страны. Интерес к белорусскому нотариату неимоверно вырос, поскольку ранее о нём очень мало знали. Эксперты Международного союза нотариата отметили, что уровень нотариального обслуживания в Беларуси достаточно высокий, позволяет обеспечивать права и законные интересы граждан и организаций. Поэтому, думаю, не за горами наше вступление в эту серьезную организацию.
– Какие преимущества получит отечественный нотариат, когда станет членом Международного союза нотариата?
– После вступления в Международный союз нотариата мы сможем участвовать в наиболее важных, интересных мероприятиях этой организации, у нас будет больше возможностей для обмена информацией. Также мы будем направлять своих стажеров в Международный университет нотариата, где они будут изучать лучшие нотариальные практики, повышать свою квалификацию и, следовательно, повышать качество осуществления нотариальной деятельности в нашей стране.
– Разделяет ли белорусский нотариат опасения, что в век высоких технологий профессия нотариуса, как и многие другие, перестанет существовать?
– В последние годы нотариаты многих стран обеспокоены внедрением блокчейна в информационное пространство. IТ-специалисты нас предупреждают: профессия нотариуса, как и юриста, скоро уйдёт, вся информация будет фиксироваться в цепочках блокчейна. Мы этих опасений не разделяем. Поставить хорошее программное обеспечение себе на службу – вот что нам нужно. Например, хранение нотариальных архивов. На сегодняшний день сохранность нотариального архива – обязанность Белорусской нотариальной палаты: мы храним бумажные документы до их передачи в Национальный архив. Для этого требуются огромные фонды. А немецкие нотариусы к 2022 году все документы планируют перевести в электронный вид. Мы интересуемся, как будет проходить эта процедура, какие программные средства при этом они будут использовать. Одним словом, мы ведем активную работу по изучению опыта иностранного нотариата, который может быть полезен нам, гражданам и государству, перенимаем лучшее и реализуем его в нашей модели во благо тех людей, которые к нам обращаются.
Беседовала Ирина Барейко