«Я намного сильнее с моими протезами». Белоруска уехала в США – посмотрите, чего она там добилась
Таня, которая родилась в Несвиже без ног и без пальцев рук, имела все шансы провести жизнь в инвалидной коляске, как многие ее сверстники по интернату для особенных детей. Однажды девочка попала в США.
Уже через 20 лет стала первой женщиной, которая пробежала марафон на протезах. Радио «Свабода» написало о захватывающей истории успеха самой обычной девочки из белорусской провинции.
ТАНЯ РОДИЛАСЬ БЕЗ НОГ
Таня Хвицько родилась в Несвиже в 1990 году без ног. На одной руке девочки было три пальца, на другой – один. Ни у ее братьев, ни у родителей подобных проблем не было. Врачи объяснили особенность Таниного тела последствиями радиационного загрязнения, хоть в медицинских документах слово «Чернобыль» никогда не фигурировало.
– Они считают, что я родилась такой из-за Чернобыля, и мы этому верим. Поэтому я и говорю, что я ребенок Чернобыля, – говорит Таня.
Ходить на протезах она научилась в 4 года. В школу пошла в Ивенце: родители отдали дочь в интернат для детей-инвалидов с особенностями физического развития. Когда Таня была во втором классе, ее первый раз пригласили на оздоровление по программе Project Restoration в США. Каждое лето на два месяца она ездила в штат Канзас. Фактически в Америке девочка проводила больше времени, чем в родном Несвиже, куда приезжала только на каникулы.
Каждый год в Америке Тане делали новые протезы. На тех, что ей давали в Беларуси, ходить было сложно. Таня вспоминает, что они были тяжелые и неудобные.
– Кажется, они были из дерева, обтянутые кожей. Там надо было ниточки завязывать. А когда мне сделали протезы в Америке, я уже могла более-менее ходить, – говорит Таня.
Активная девочка Таня часто оказывалась в инвалидной коляске, потому что ломала протезы. Папа пытался их ремонтировать на протезном заводе в Минске, но обычно приходилось ждать следующей поездки в Америку, где для нее делали новые.
– Почти у всех моих друзей были ноги. Было тяжело смотреть, как они играют в футбол, баскетбол, а я даже не могу побегать. Когда я пробовала играть в футбол, я сразу ломала протез и оказывалась в коляске, – говорит Таня.
Научилась бегать в 21 год
В 2008 году Таня окончила школу и поступила в колледж для девушек в Канзасе. Она жила в общежитии, получала стипендию, ей помогали три канзасские семьи, которые ухаживали за Таней все предыдущие годы. Потом она закончила бакалавриат и магистратуру в MidAmerica Nazarene University.
Таня могла остаться в Беларуси, но тут к людям с протезами относятся по-другому. Таня не была уверена, что сможет закончить белорусский университет и потом устроиться на работу.
– Я боялась, что не смогу быть успешной здесь. В Беларуси люди не знают, как реагировать на человека, у которого пальцы на руках и ноги не такие, как у всех. Так было, на мой взгляд, в то время , – говорит Таня.
Из собственного опыта она знает, что в Америке человека на протезах не столько жалеют, сколько поддерживают. Там на нее не смотрят как на «бедненькую девушку».
– У всех людей есть какие-то проблемы. Кто-то носит очки, кто-то болен раком. Но ведь люди не говорят на каждого, кто носит очки «какая ты бедная». Это же нонсенс, а на мои протезы реагируют по-другому, – рассказывает спортсменка.
До переезда в США у Тани никогда не было платьев и юбок. В Беларуси детей приучали прятать протезы, поэтому девушки всегда ходили в брюках. Когда Таня уже училась в колледже, она тоже по старой привычке ходила в брюках: не хотела, чтобы на ее протезы обращали внимание. Все изменилось, когда у нее появились легкоатлетические протезы. Программа, по которой ей бесплатно их изготовили, рассчитана только на людей до 21 года. Когда она приехала в больницу за последней парой, ей подарили карбоновые протезы для бега.
– Ощущение, что ты быстро движешься, у меня никогда не было. Большинство людей рождаются с ногами, большинство детей начинают бегать в один год. До 21 года всего этого я не знала, – рассказывает девушка.
С того времени Таня относиться к себе по-другому. Она уже не стесняется протезов, а наоборот, смотрит на них как на свое преимущество перед другими людьми, и надевает и шорты, и юбки.
Первая в истории марафона женщина на двух протезах
– Благодаря бегу я познакомилась с людьми, которые меня поддерживают. Я бегаю быстрее многих обычных людей. Бег помог мне стать самой собой. А сейчас я сама стала помогать девушкам на протезах, которые уходят в депрессию, – говорит героиня.
Два с половиной года она профессионально занимается бегом. Однажды тренер спросил, не хочет ли она принять участие в марафоне.
– Я довольно сильный атлет и всегда хотела пробежать, но знала, что для меня это будет сложно. Тренер намекнул на марафон, я решила – почему бы нет, – говорит Таня.
В США марафоны проходят в десятках городов. Среди них есть и Канзас-Сити, где живет Таня. Из-за рельефа трассы она выбрала Сент-Луис, город в соседнем штате Миссури, потому что там не такие большие перепады высот. Первый раз Таня участвовала в марафоне в Сент-Луисе в 2017 году, но на 31-м километре сошла с дистанции. В тот год была жара, и девушка на бегу пила недостаточно воды.
– Я была очень разочарована. Я столько месяцев готовилась, столько людей у меня верили и хотели мне удачи, – говорит Таня.
На следующий год она одолела всю дистанцию в том же марафоне в Сент-Луисе: пробежала 42,5 километра за 4,5 часа и стала первой женщиной на двух протезах в истории этого марафона. И, возможно, первой белорусской спортсменкой, которая пробежала марафон на протезах. Теперь ей нельзя бегать целый месяц. Особенность Тани в том, что колено у нее есть только на левой ноге, на правой – коленный протез: ей приходится работать на одном бедре.
– Пока я даже не думаю об очередном марафоне. Это действительно очень тяжелое испытание для людей с разными протезами, как у меня. Но в будущем, если я соберусь еще раз бежать, это должен быть Бостон или Лондон, – говорит Таня.
«Мне всегда хочется сделать что-то необычное для себя»
За шесть лет Таня участвовала в семи полумарафонах. Ее среднее время – два часа. Еженедельно она пробегает около 45 километров, а в будни бегает короткие дистанции, начиная с 04:00–05:00 часов утра, чтобы успеть на работу в 08:00.
Она работает в Канзас-Сити в компании Knit-Rite, где производят специальные носки для людей на протезах. Сначала Таня занималась продажей, а теперь отвечает за пиар компании, ведет корпоративный блог, ездит на конференции производителей протезов. А еще выкладывает фото в фирменных носках в своем Instagram, на который подписано 20 тысяч человек.
В свободное время Таня волонтерит: несколько раз в неделю тренирует маленьких атлеток. Кроме бега, Таня занималась бодибилдингом, но из-за сложной диеты отказалась от этого уже через год и переключилась на кроссфит.
Ее новая цель – триатлон. В первом соревновании Таня собирается участвовать уже этим летом. Она будет бежать и плыть, а ее муж Джон – ехать на велосипеде. Велосипед она тоже собирается освоить в будущем. Проблема в том, что Тане нужна адаптированная под ее модель, а это дорого.
Ее муж – тренер по тяжелой атлетике, он помогает Тане с тренировками в спортивном зале. Там они и познакомились. Его поразила девушка, которая делала приседания на двух протезах. В 2017 году они поженились.
«Когда меня называют русской, я немного злюсь»
В Беларуси Таня не была 10 лет. С родителями все это время разговаривает только по скайпу, но очень хочет приехать, чтобы показать Джону белорусские замки, которых нет в Америке, и чтобы поучаствовать в марафоне на родине.
– Я уже сказала родителям, что хочу пробежать в Беларуси 5-10 километров или полумарафон. Обязательно, – говорит Таня.
За 10 лет у нее появился сильный американский акцент, а русские слова Таня иногда забывает. С трудом, но может говорить по-белорусски: в школе по языку у нее были пятерки.
– Меня называют россиянкой. Я немного злюсь и говорю, что Беларусь – это не Россия. Так что у меня есть возможность поучить американцев, – говорит Таня.
В ее Instagram сказано, что она Belarus Native. Таня говорит, что скучает по Беларуси как по родине, но своим домом считает Канзас.
– Столько людей помогали мне добиться успеха! Я знала, что здесь мне будет проще. Да, я скучаю по дому, но тут я могу управлять машиной, свободно бегаю. Не знаю, могла ли бы я это делать в Беларуси, – рассказала Таня.
В ивенецком общежитии Таня пела в хоре и думала, что в будущем может стать певицей. Про бег и свою сегодняшнюю жизнь она даже не мечтала.
– Как я представляла свое будущее? Наверное, без бега и без магистратуры. Наверняка, не замужем. Я не знала, что буду настолько успешная, как сейчас. Но всегда знала, что что-то будет, – говорит Таня.
Более того, свой успех Таня связывает именно со своим телом и протезами.
– Я не знаю, если бы у меня были нормальные ноги и руки, или смогла бы я быть настолько упорной, настолько благодарной всему, что имею. Я намного сильнее с моими протезами, – считает Таня.
Фото: instagram.com/tanyakhv.