"Говорю маме, что не знаю слова боль". Семьи, где взрослые дети тренируют родителей
«Теперь едим фастфуд максимум два раза в год, а по выходным ходим в бассейн и баню», — делится плюсами семейного ЗОЖ молодой минчанин. По просьбе GO.TUT.BY взрослые дети рассказали, зачем прививают родителям любовь к спорту и что из этого получается.
«На тренировках мама не халтурит — даже на шпагат пробует садиться»
Дарья Гурецкая почти год работает хореографом в Новополоцке. Преподает разные направления — от гоу-гоу до партерной пластики. Последние пять месяцев на групповые тренировки к ней приходит мама Ольга Александровна. Работа Дарьи стала мотивацией для мамы заняться физическими нагрузками.
— До этого мама дни напролет проводила на кухне. Сама признавалась, что не может уже видеть эти стены. Но от моих предложений купить ей абонемент отказывалась. Одна не решалась пойти даже на фитнес, — поясняет девушка.
Другое дело — посещать групповые занятия под руководством собственной дочери. Средний возраст в танцевальной группе — 25−27 лет. Ольге Гурецкой — 51. Но ее чаще принимают за старшую сестру тренера, а не за маму.
— Моя мама работает мастером производственного обучения в колледже, так что общение с молодыми девчонками для нее не проблема. На тренировках все время исправляет меня: «Я тут не мама, а Оля». Она самая раскрепощенная ученица в группе, — смеется Дарья. — Иногда мама даже нарушает дисциплину и мне приходится ругаться. Она любит посмеяться, пошутить, а я четкий и довольно строгий тренер. Все время повторяю: «Я не знаю слово боль — можете вспомнить его только в раздевалке».
Дарья Гурецкая отмечает, что тренировать маму не так легко, как может показаться.
— Все время боюсь обидеть ее неосторожным словом. С одной стороны, с мамы нужно спрашивать по полной программе, а с другой, важно не переборщить с замечаниями. Если другим девчонкам спокойно указываю на ошибки, то к маме подхожу и 10−15 раз показываю упражнение, пока у нее не начнет получаться.
Каждая танцевальная тренировка Дарьи получается разной. На одной — девушки бодро двигаются под регги, на второй — разбирают элементы стрип-пластики, на третьей — учатся динамично танцевать под клубную музыку.
— Мама больше всего любит дэнсхолл (уличный ямайский танец, который исполняется в ускоренном темпе под регги-музыку. — Прим. GO.TUT.BY) и партерную пластику. В дэнсхолле мы очень энергичны, одновременно включаем руки и ноги. А в партерной пластике маме нравится грациозность элементов, — объясняет хореограф. — Мама не халтурит, работает вместе со всеми — даже на шпагат пробует садиться. Когда что-то не получается, ругается: «Я за вами не успеваю!».
За полгода Ольга Гурецкая так привыкла к регулярным нагрузкам, что расстраивается из-за любого переноса занятий:
— На тренировках мама расслабляется и насыщается энергией. А я учу не лениться и не жалеть себя, — подчеркивает дочь. — Если человек не готов работать над собой и прикладывать максимум усилий, пусть остается дома. Если уж мы с мамой любим кофе и конфеты, надо много двигаться и все компенсировать.
«Первое время родители переживали: „Зачем ты насилуешь себя — бег не добавит здоровья!“»
Максиму Лежайко — 20 лет. В 2015 году он решил за три месяца подготовиться к Минскому полумарафону и для начала пробежать 10 километров. Студент нархоза проникся спортивной темой, начал изучать специализированную литературу, смотреть мотивирующие и обучающие видео на YouTube.
— В общем, загорелся беговым движением. Уже почти три года регулярно тренируюсь. А в прошлом году основал школу бега LetsRun. Заметил, что в Беларуси все больше людей увлекаются бегом. Это перспективное направление для бизнеса. Сам я не преподаю — для этого есть профессиональный тренер, — подчеркивает парень.
После Минского полумарафона Максим начал выезжать на забеги в ближнее зарубежье.
— Сперва родители сопровождали меня в качестве группы поддержки. Переживали, когда заявился на полумарафон в Варшаву: «Зачем ты насилуешь себя — это же не добавит здоровья!». Но постепенно сами присоединились к тренировкам. Можно сказать, стали моими спарринг-партнерами. Теперь есть семейная традиция — ездим на спортивные забеги и активный отдых за границу минимум три-четыре раза в год.
Максим рассказывает, что в молодости Ольга и Александр Лежайко перепробовали много видов спорта, но не продолжили заниматься чем-то системно.
— В школе мама ходила на гимнастику, отец играл в хоккей и футбол. А теперь полюбили бег. Мама тренируется в школе, отец регулярно ходит со мной на утренние 20-минутные пробежки. Просыпаемся с ним в 6.30, идем на улицу, а мама в это время готовит здоровый завтрак. Раньше он выглядел, как у любой среднестатистической семьи — бутерброды с колбасой и сыром, теперь — обязательно овсяная каша с медом.
Вечерний ритуал семьи Лежайко — это пробежка в полном составе. Максим признается, что родители пока далеки от своих первых 10 километров.
— Но каждый идет к собственным целям. Мама бегает для поддержания формы, отец хочет покорить дистанцию в пять километров. Видны и чисто внешние изменения. Например, за год папа похудел с 92-х до 86-ти килограмм.
Ольга и Александр берут пример с сына и тоже тестируют свои силы на соревнованиях.
— В этом году мама пробежала два километра в Beauty Run. А в конце мая они с папой будут участвовать в семейном забеге в Риге. Дистанция три километра и один стартовый номер на двоих, — улыбается Максим. — Я тоже поеду вместе с ними, но стартовать буду уже традиционно в полумарафоне.
20-летний минчанин не называет себя главным тренером в семье — говорит, для родителей он, скорее, ментор.
— Я советую, как выбрать экипировку или хорошие кроссовки. Иногда подсказываю, какая техника бега подойдет лучше или как сбалансировать питание. Но не даю родителям рекомендаций по здоровью. Они лучше чувствуют организм, а мама вообще сама преподает ЛФК и знает, как работать с нагрузками.
Молодой человек называет совместные занятия спортом не просто тренировками, а целой семейной философией.
— Так мы проводим больше времени вместе. Поддерживаем друг друга, планируем спортивные выезды, даем объективную оценку со стороны. Совершенно точно становимся сплоченнее и начинаем лучше понимать друг друга и в несвязанных с бегом вопросах.
Максим Лежайко перечисляет, как регулярные занятия спортом изменили жизнь всех членов семьи:
— Во-первых, мы почти перестали есть фастфуд. Максимум два-три раза в год, и то в поездках и после больших нагрузок. Во-вторых, я на 95 процентов исключил из рациона сахар. В-третьих, спорт научил нашу семью грамотному тайм-менеджменту. Раньше по выходным родители высыпались до 10 часов и принимались за домашние дела, а теперь поднимаются на утреннюю тренировку. В субботу и воскресенье у нас бассейн, баня или велопрогулки. Жизнь стала намного активнее и душевнее.