Был ли пожар на Белорусской АЭС?
По неофициальной и неподтвержденной информации в феврале этого года на Белорусской АЭС произошел крупный пожар. Об этом сообщил со ссылкой на собственные источники местный житель, антиядерный активист Николай Уласевич. По его сведениям, 17 февраля в системе аварийной защиты реактора строящейся в Островце АЭС произошло крупное возгорание.
Агентству БелаПАН Уласевич рассказал, что возгорание, по словам очевидцев, возникло в электрощитовой во время испытательного запуска оборудования системы аварийной защиты реактора. Щитовая с дорогостоящим оборудованием полностью выгорела, огонь также повредил множество электрических кабелей. После происшествия электрощитовую отремонтировали и оснастили новым оборудованием, однако, по имеющимся сведениям, последствия возгорания устраняют до сих пор.
«Вначале информация, которая поступала по моим источникам, меня не устраивала — слишком была неубедительная, — рассказал Уласевич. — Сначала говорили, что пожар возник то ли от брошенного окурка, то ли от сварочных работ. При этом источники не могли указать точно, где все же возник очаг возгорания. Как мне говорили, сгорели толстые мощные электрокабеля, их убирали, вывозили на металлолом. Но участок, на котором произошел пожар, мне сначала был неизвестен».
«Через месяц, 16 марта, я разорвал связки на ноге и оказался почти на месяц в больнице — мое расследование застопорилось. А где-то недели полторы назад я получил более точную информацию, что возгорание произошло в электрощитовой, где включается и выключается аварийная система обеспечения безопасности реактора. Скорее всего, речь идет о первом реакторе, его же собираются сдавать», — добавил Уласевич.
Взять комментарий у начальника отдела информации и общественных связей БелАЭС Эдуарда Свирида не удалось, поскольку он находится на больничном. При этом в информационном центре станции БелаПАН заявили, что «пока не могут прокомментировать эту информацию», поскольку сведений о каком-либо подобном инциденте у них нет.
>Стоит отметить, что информация об инцидентах на строительстве БелАЭС, о которых ранее сообщал Уласевич, подтверждалась. В частности, островецкий активист первым сообщил о падении корпуса реактора для первого энергоблока станции летом 2016 года. Позже руководство АЭС и чиновники Министерства энергетики признали факт падения 330-тонного агрегата с высоты четырех метров 10 июля 2016 года во время пробной установки корпуса реактора. В результате российская сторона заменила поврежденный корпус новым.
С другой стороны, известны и случаи, когда появлялись слухи о происшествиях на БелАЭС, но официального подтверждения они не находили.
Например, в апреле 2016 года в публикации на сайте телеканала «Белсат» со слов работающего на площадке строителя сообщалось о произошедшем обрушении бетонной конструкции «на площадке между двумя реакторами».
Представители БелАЭС тогда назвали эту информацию «полной чушью». В интервью TUT.by Эдуард Свирид сказал следующее: «Чушь полная, абсолютная! Я не знаю, что там за фотографии и откуда они, по ним ничего не видно. Между двумя энергоблоками, как там написано, нет никакого здания ядерного обслуживания. Есть комплекс зданий, который относится к энергоблоку № 1, есть комплекс зданий, который относится к энергоблоку № 2. Ничего не обрушалось!»
6 декабря 2016 года в соцсетях появилась информация о гибели молодого рабочего на строительной площадке АЭС. «Только что получил звонок: два дня назад на Островецкой АЭС погиб рабочий. Говорят, молодой парень, только из армии пришел, сорвался с высоты — и насмерть», — написал тогда в Facebook оппозиционный политик Павел Северинец.
Администрация БелАЭС гибель рабочего не подтвердила.
Белорусская АЭС возводится за счет кредита России по типовому российскому проекту АЭС-2006 нового поколения с использованием водо-водяного энергетического реактора ВВЭР-1200. Поставка ядерного топлива на БелАЭС ожидается в ноябре 2018 года. Ввод в эксплуатацию первого энергоблока запланирован на декабрь 2019 года, второго — на июль 2020-го.