Что нужно сделать ИТ-компаниям для соответствия новым правилам защиты данных в ЕС
CEO стартапа по обнаружению внешнего воздействия на ИТ-системы Dhound.io Денис Колошко написал для dev.by колонку о том, как компаниям стоит подготовиться к вступлению в силу европейских правил по защите данных — и каким компаниям стоит это сделать.
Все слышали о General Data Protection Regulation (GDPR) (Regulation (EU) 2016/679), который вступает в силу 25 мая 2018 года. Как и любой официальный документ, он написан сухо и может трактоваться по-разному. Цель этой статьи — не разъяснить, что такое GDPR (об этом уже много написано), а дать практические советы техническим людям, что необходимо сделать в вашей системе, чтобы она соответствовала GDPR. Вся информация основана на анализе десятка различных веб-систем на соответствие новым правилам.
Интересные моменты в регламенте
- Если у компании есть хотя бы один клиент из Европы, чьи персональные хранятся на серверах, она автоматически попадает под действие GDRP;
- Регламент базируется на трёх основных идеях: защита персональных данных, защита прав и свобод людей в защите их данных, ограничение перемещения персональных данных в рамках Евросоюза;
- Великобритания всё ещё входит в состав ЕС, поэтому подпадает под действие GDPR, после Brexit-а GDPR будет заменён на Data Protection Bill, который по своей сути очень схож с GDPR;
- Серьезно ограничивается трансфер данных в третьи страны. Европейская комиссия определяет, в какие «третьи» страны или в какие сектора или организации в этих странах разрешён трансфер персональных данных (ст. 45). К примеру, Беларуси в списке нет;
- Продемонстрировать насколько крута безопасность системы и процессов можно только «на бумаге». Если безопасность процессов, системы и персональных данных не задокументирована, значит компания не соответствует GDPR (ст. 24).
Реализация GDPR на практике
1. Публичные страницы на сайте
- Privacy Policy — основной документ, который требует соответствия с GDPR
- Должно быть четко прописано, какую Personal и Non-personal информацию система собирает;
- Для каких целей собирается информация;
- Какие права пользователь имеет (ст. 15-18);
- Политика хранения данных (Data Retention Policy)
- Данные нельзя хранить дольше, чем это необходимо для целей, для которых персональные данные собирались (ст.5)
- Трансфер данных в другие страны (ст.45);
- Как данные будут защищены;
- Контактная информация, включая юридический адрес, а также контакты Data Protection Officer, если он есть;
- В условиях пользования необходимо добавить жирным шрифтом текст о ворастном ограничении «The Website is available only to individuals who are at least 16 years old», если система не работает целенаправленно с детьми или детским контентом. В противном случае, нужно добавлять в систему функциональность по определению возраста пользователя в виде чекбокса на странице регистрации и получению родительского согласия, если пользователю меньше 16 (ст.8);
- Compliance & Security — опционально, но пользователи уже сейчас интересуются ситуацией с GDPR у компаний, поэтому лучше иметь раздел, где будет детально расписана организация защиты данных;
- Payment Policy, Cookie Policy — расписывается как проходят платежи, и какие куки использует система;
2. Страница регистрации:
- Количество полей должно быть минимальным и обоснованным (ст.5);
- Подробное согласие (Granular Consent) (ст.7)
- Обязательный чекбокс, что пользователь согласен с Условиями использования и Политикой приватности;
- Отдельный чекбокс, если компания хочет подписать пользователя на почтовую рассылку.
3. Страница профиля пользователя:
- Пользователь должен иметь возможность изменить любое поле о себе (ст.16)
- Кнопка Delete Account (ст.17). Пользователь должен иметь возможно удалить себя и всю свою информацию из системы;
- Кнопка Restrict Processing Mode (ст.18). Если пользователь включил этот режим, персональная информация не должна быть больше доступна ни в публичном доступе, ни другим пользователям и даже администраторам системы. Подход GDPR предполагает, что это является альтернативой полного удаления пользователя из системы;
- Кнопка получения собстенной информации Export Personal Data (ст.20). Выгружать её можно в любом формате: XML, JSON, CSV;
- Снова подробное согласие (ст.7)
- Возможность дать/забрать согласие на действия системы по работе с персональными данными (например, подписка на новости или маркетинговый материал)
4. Дополнительная функциональность
- Автоматическое удаление или анонимизирование персональных данных, которые больше не нужны (ст.17). Например, информация из уже обработанных заказов;
- Автоматическое удаление персональных данных в других сервисах, с которыми интегрирована система (ст.19).
5. Организационные меры по защите данных
- Разработка следующих политик и документов
- Personal Data Protection Policy (ст.24(2));
- Inventory of Processing Activities (ст.30);
- Security incident response policy:
- В течение 72 часов необходимо уведомить надзорный орган об утечке информации (ст.33);
- нужно уведомить субъекта данных, что его данные утекли. При определённых условиях этого можно и не делать. (ст.34);
- Data Breach Notification Form to the Supervisory Authority (ст.33);
- Data Breach Notification Form to the Data Subjects (ст.34);
- Data Retention Policy
- Документы, которые погут пригодиться
- Data Disposal Policy
- Backup policy
- System access control Policy
- SLA and escalation procedures
- Cryptographic control policy
- Disaster Recovery and business continuity
- Coding standards and rollout procedure
- Employment policy and processes
- Чтобы не плодить кучу документов, можно объединить их в один — IG Policy (Information Governance Policy).
6. Технические меры по защите данных
- В GDPR нет чётких предписаний, какие меры безопасности применять, но архитектура должна быть построена по принципу Data protection by design and by default (ст.25);
- Фаерволы, доступ по VPN;
- Шифрование для неиспользуемых данных;
- Шифрования данных во время их передачи (HTTPS, IPSec, TLS, PPTP, SSH);
- Контроль доступа (физический и технический);
- Обнаружение и предотвращение вторжений, мониторинг состояния системы;
- Шифрование бэкапов;
- Двухфакторная аутентификация, жёсткая авторизация;
- Антивирус;
- И другие меры, в зависимости от системы
Несколько специфических моментов, при которых возможно потребуют привлечения юристов:
- Обработка ‘special data’ (ст.4) по умолчанию запрещена. Сбор персональной информация относительно здоровья, сексуальной жизни и ориентации, биометрических и генетических данных, философских и религиозных верований также запрещён (ст.9), за исключением случаев, описанных в документе;
- Если контроллер или процессор не зарегистрированы в зоне ЕС, то должен быть назначен официальный и документально подтвержденный представитель (ст.27);
- Все субконтракторы, с которыми работает data controller — неважно, где они находятся — также должны соответствовать GDPR, а соответствующие изменения также должны быть внесены в контракты (ст.28);
- Субконтрактор не в праве пользоваться услугами другого субконтрактора без письменного согласия data controller-а (ст.28);
- Существуют серьёзные ограничения на трансфер данных, поэтому лучше ознакомиться со всеми условиями трансфера, если данные отсылаются или хранятся вне рамок ЕС (глава 5);
- Data Protection Officer. Эта роль обязательна, если компания обрабатывает «особые категории информации» или обработка данных осуществляется государственным органом (ст.37)
Полезные ссылки:
- Регламент;
- Чеклист на соответствие GDPR;
- Гайдлайн для контрактных изменений;
- Реальный пример штрафа за рассылку без согласия пользователей.