В Брестской области работают 10 паромных переправ - фото
Паром, причаливший у треснувшего моста под Житковичами, последние недели находился в центре общественного внимания. Вместе с понтонным мостом он возродил стратегически важную транспортную артерию в регионе. А ведь это далеко не единственная «дорога жизни», соединяющая города и деревни в глубинке, расположенные на двух берегах рек. Только в Брестской области в штатном режиме работают 10 паромов. Для местных, иногородних водителей и даже иностранных путешественников это огромная экономия времени, топлива и... небольшое, но увлекательное путешествие.
Паром через Припять между Столинским и Лунинецким районами.
Лунинец — Столин — граница Украины. Андрей Ванькевич из Солигорска выбирает кратчайший маршрут. Двигаясь через паром между Лунинецким и Столинским районами, он выигрывает примерно 80 километров. Так и быстрее, и дешевле. Переправа работает с 2012 года. Ее построили по Государственной программе развития Припятского Полесья. Катер мощностью 110 лошадиных сил круглый год, за исключением ледостава и обмеления реки, набирает до 20 машин. Входят даже грузовики до 15 тонн.
Борт причаливает к берегу. Матрос Сергей Сыпало с легкостью заправского регулировщика указывает машинам направление движения. Над Припятью гудит сирена, и паром тихо отходит от причала. Минут десять пассажиры и водители любуются весенним Полесьем. Не случайно, говорят матросы уже на берегу, паром давно облюбовали туристы. Первый помощник капитана–механика Александр Гриневич уверяет — здесь побывала, похоже, уже половина Европы:
— Англичане, голландцы, немцы частые гости в этих местах. Вокруг много агроусадеб. Паром у них обязательная программа. Интересных людей и среди наших хватает. Кто–то историю интересную расскажет или анекдот. Разные новости узнаем быстрее, чем пресса.
На переправе посменно трудятся 8 специалистов. А вот к речникам матросы «поперечного плавания» никакого отношения не имеют. Фактически это участок дороги, поэтому паромщики состоят в штате Лунинецкого дорожно–ремонтного строительного управления. Сергей Сыпало со смехом вспоминает удивленные глаза медиков на первой комиссии:
— Устраивался на работу. В поликлинике смотрят документы и недоумевают: какой матрос может быть в ДРСУ? Я отвечаю — дорожный!
Припятская переправа единственная, где площадку с машинами и пассажирами толкает катер. На остальных судно тянут канаты. Вот как за деревней Домашицы на Пине. Она связывает населенные пункты вдоль старой дороги на Кобрин и трассу, ведущую к границе с Украиной. Матрос Юрий Леончук подводит к берегу паром, который работает круглосуточно и без выходных:
— Многие пинчане едут на шопинг в Украину. Через переправу выходит короче километров на 20. А сейчас еще и дачный сезон начался. Тем, у кого дома в деревнях за речкой, добираться намного удобнее. Бывает до сотни машин в день.
Паром через Пину в районе деревни Домашицы.
Я в тот день держал путь в Столин. И тоже с удовольствием перебрался на противоположный берег с помощью парома, ведь это альтернатива объездной дороге вокруг Пинска, если ехать со стороны Бреста. Не нужно колесить по столице Полесья, простаивая на светофорах.
Беру весло, вместе с другими водителями пристраиваюсь к канату. Ничего сложного. Главное тянуть в такт. Зато где еще такую экзотику встретишь! Юрий говорит, раньше тут стоял электропривод. Но паромщик–самоучка, который его изобрел, ввел график движения. Водители стали на него жаловаться. Он уволился и забрал редуктор с собой.
А вот в Кобринском районе у деревень Выгода и Бородичи матросу Леониду Озарчуку достаточно нажать кнопку на пульте управления, и паром отправится в путь. Его судну около 30 лет. Еще на закате Советского Союза тут планировали строить мост — движение в этих местах было очень интенсивное. Но денег не хватило. Ограничились переправой с электродвигателем. Леонид Озарчук говорит не без сожаления:
Паромная переправа у деревни Выгода.
— Если бы тогда построили не паром, а мост, он бы уже давно окупился. А так разве что иностранцам такое приключение на диво.
Узел связывает сразу несколько деревень по обе стороны Днепровско–Бугского канала. Тут и по сей день большая нагрузка: транспорт местного сельхозпредприятия, школьные автобусы, машины сельчан. Даже столичные водители, едущие в приграничный с Украиной агрогородок Дивин, предпочитают срезать путь здесь. И пока другой альтернативы нет, седой паромщик, как в известной песне, будет по–прежнему соединять берега.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анатолий Богатеев, начальник отдела КУП «Брестоблдорстрой»:
— Все десять паромов в регионе находятся на Днепровско–Бугском канале, реках Пина и Припять. Раз в год проводится их обследование. Речной регистр выдает заключение, без которого суда не спустят на воду. На переправы уходят бюджетные деньги: это зарплата паромщикам, топливо, коммуникации... А если прибавить устранение дефектов по результатам обследований судов, получаются огромные суммы. При этом средства расходуем из тех, которые область выделяет на содержание дорог. И то мы получаем из бюджета только около 24 процентов от потребностей. При недостатке финансирования приходится вкладываться еще и в паромы... Деньги от дорожного налога на эти цели пускать нельзя, поскольку их можно тратить только на капитальный и текущий дорожные ремонты. Так что, возможно, мост в Кобринском районе за 30 лет окупился бы, но кто сейчас профинансирует его строительство? Обслуживанием рек должны заниматься речники. У них есть списанные суда, которые вполне годятся в качестве паромов и в разы лучше тех, которые мы содержим. Мы выходили с этой проблемой на облисполком, обращались в Минтранс. В области нас услышали, в столице — нет.
Сергей Леончик, заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций:
— В Беларуси на сегодня в штатном режиме работают 16 паромных переправ. Плюс временная у закрытого моста в Житковичском районе. Одна переправа на Витебщине, пять — в Гомельской области, где курсирует единственный в стране паром на дороге республиканского значения. Самая большая нагрузка приходится на Брестскую область.
Эта тема актуальна для юга страны, и государство проблему видит. Ситуация под Житковичами показала, что берега Днепровско–Бугского канала, Пины и Припяти по–хорошему нужно соединять дополнительными мостами. Но это дорогостоящие проекты, которые требуют тщательной проработки.
Пока что паромы стоят на балансе дорожников. Я понимаю позицию «Брестоблдорстроя». Каждая организация старается избавиться от объектов, которые не приносят прибыль. Но есть еще и социальная нагрузка. Дороги — это инфраструктура, которая влияет на экономику страны в целом. И это должны понимать не только предприятия–исполнители, но и местные власти, которые выделяют деньги на содержание автодорожных путей.