Сирийская ловушка для Беларуси. В мире Путина беларусам места нет
23.04.2018 11:17
—
Разное
"Союзнические обязательства" перед Россией становятся все большей преградой для реализации внешнеполитических амбиций официального Минска.
Как ударит по Беларуси эскалация противостояния между Россией и Западом? На вопросы Беларускай праўды ответил сопредседатель Беларуского дома в Варшаве Владимир Кобец.
- Конфронтация между Западом и Россией вышла на новый виток после ракетного удара западной коалиции по Сирии. Во что может вылиться новый виток противостояния?
- Мир глазами Russia Today и кремлевских пропагандистов сильно отличается от реальной действительности. Не стоит переоценивать силу России и ее вес в реальном, а не выдуманном Москвой мире. Бывший советник президента России (2000—2005) Андрей Илларионов наглядно показал, почему традиционной войны не будет.
Конечно, и недооценивать проблему нельзя. Все мы живем в одном мире, где даже самая маленькая проблема может перерасти в очень серьезную и даже смертельную, потому болезнь нужно лечить и не запускать ее. Для этого, помимо хирургических (военных) существуют и терапевтические методы – дипломатия. Смотрите: маленькая и скучная Северная Корея и та постоянно присутствует в мировой повестке дня. А Россия куда серьезнее и важнее для мира, чем страна Кем Чен Ына.
Роль ракетного удара по химическим объектам в Сирии состояла в том, чтобы снова напомнить правителям, воюющим с собственным народом, что эпоха троглодитов прошла, в том числе политических. Никто не станет терпеть проявления политического варварства ни в Сирии, ни где бы то ни было еще. Это, наконец, начали понимать даже наиболее одиозные из них – речь о Ким Чен Ыне, которому, похоже, китайцы объяснили, какой трагикомедией может завершиться попытка померяться ядерными пипками с Дональдом Трампом.
И уже обнадеживающе заговорили о возможном начале мирного диалога между Севером и Югом Корейского полуострова. Дональд Трамп отправил на переговоры в Пхеньян глава ЦРУ и будущего госсекретаря США Майка Помпео. И если, как ожидается, летом состоится саммит с участием президента США и Ким Чен Ына, то на нем будет объявлено о разрешении одного из самых длительных мировых конфликтов в мире.
В отличие от Путина, Ким Чен Ын грамотно использовал Олимпийские игры в южнокорейском Пхёнчхане – не для развязывания конфликта, а для демонстрации готовности к примирению. На этих играх обе Кореи выступили единой командой под общим флагом.
- Чем чревато обострение геополитической ситуации для Беларуси?
-Руководство Беларуси всегда демонстрировало умение использовать любые обострения – будь то агрессия России против Грузии, Украины или введение Западом санкций против союзника по «союзному государству». Кремль раздражала и раздражает подобная «самостоятельность», поэтому потребует не только вербальной поддержки, но и выполнения союзнических обязательств в рамках военного союза – ОДКБ.
В Сирии произошло еще кое-что, о чем стоит сказать. Российский посол в Ливане Александр Засыпкин перед нанесением ракетного удара по сирийским объектам пригрозил, что Россия будет сбивать ракеты США и их союзников, более того – поражать источники огня (то есть, корабли и авиацию).
Но в итоге никакого военного ответа России не последовало. Думаю, он и не планировался, а грозные заявления Кремля больше были рассчитаны на внутреннего потребителя. Ведь Россия в рамках договоренностей была заблаговременно предупреждена американцами и французами о времени удара и о поражаемых объектах.
Такое расхождение слов и дел Кремля не осталось незамеченным и в странах ОДКБ. Дабы авторитарные союзники по ОДКБ не разбежались, Россия созвала экстренное заседание постоянного совета организации.
Показательным стало и голосование в Совбезе ООН по внесенному РФ проекту резолюции с осуждением удара по Сирии. Понятно, что она была отклонена (“за” проголосовали лишь сама Россия, Боливия и Китай), но при голосовании неожиданно для многих воздержался в Казахстан.
Самая могущественная из тюркских стран – Турция не только граничит с Сирией, но и непосредственно вовлечена в решение сирийской проблемы. Анкара пытается защитить сирийских туркменов (или сирийских туркоманов), которые имеют лингвистические, генетические, культурные и мифологические связи с турками и с другими тюркскими народами и проживают в Сирии в районах Лазкие, Алеппо, Хомса, Хамы и Голана.
Распиаренная кремлевскими СМИ, но не состоявшаяся сделка о покупке российских комплексов С-400, грустно поблекла на фоне решительной поддержки Турцией удара стран Запада по Сирии. “Немыслимо оставить без ответа химические атаки, совершенные режимом Асада. Мы считаем, оправданной и правильной военную операцию США, Великобритании и Франции против режима”, — заявил президент Турции.
Как известно, правительство Беларуси прилагало и прилагает очень много усилий по наращиванию сотрудничества с Турцией. В 2017 году товарооборот между Беларусью и Турцией составил 942,1 млн. USD (115,0 % к аналогичному периоду 2016 г.), экспорт — 134,4 млн. USD (158,4 %), импорт — 807,7 млн. USD (109,9 %).
Для сравнения: в 2009 товарооборот составил всего 266,7 млн. USD. На 1 января 2018 г. в Беларуси зарегистрировано более 300 предприятий с участием турецкого капитала. Хотя Турция и не является основным торговым партнером Беларуси, но в тюркском мире она лидер. И это еще один важный аргумент в пользу нейтралитета и неучастия в конфликтах.
Что касается обострения геополитической ситуации, то я бы ответил так: происходит ли обострение в реальности, либо в голове хозяина Кремля, транслируемое по российским информационным каналам обострение сеет тревогу и неуверенность среди граждан Беларуси. Я думаю, самое время вспомнить о прописанном в Конституции нашей страны стремлении к нейтралитету. Это то, что соответствует настроению беларуского народа и нежеланию втягиваться в любой – реальный или гибридный – военный конфликт.
И Конституционный суд (неожиданно) мог бы принять к рассмотрению вопрос о конституционности участиях Республики Беларусь в ОДКБ, которая может привести к втягиванию Беларуси в вооруженный конфликт. Официальный нейтральный статус укрепил бы и доверие к Беларуси в качестве площадки для мирных переговоров.
Задача любого беларуского правительства – не дать повода, чтобы территория нашей страны рассматривалась как мишень для нанесения удара в случае конфликта третьих стран. Сейчас же, когда на нашу страну смотрят как на неотъемлемую часть единого военного организма с Россией, а на картах рисуют модели возможных военных действий, например, в связи с т.н. Сувалкинским коридором, очевидно, что обострение геополитической ситуации для Беларуси очень даже чревато.
- Как скажутся антироссийские санкции Запада на Беларуси?
- Санкции вредят прежде всего самой России, причем не только антироссийские, но и ответные, например, против американских медикаментов. Для беларуской фармацевтики, возможно, это хорошая новость, но вот для граждан России – точно плохая.
Напомню, что санкции в отношении самой Беларуси были отменены совсем недавно, и не все. Чтобы не вернуться в санкционное гетто, нужно прекратить закручивание гаек, блокируя сайты и вводя новые ограничения в отношении СМИ, и принять дорожную карту для трансформации авторитарного государства в свободное, демократическое и независимое – налицо все предпосылки.
И самое главное, что это совпадает с ожиданиями активной части беларуского общества. Таким должен быть государственный подход, способный открыть новые перспективы развития и гарантировать безопасность страны.
- Сможет ли официальный Минск и дальше лавировать между двумя центрами силы?
- Я не согласен с постановкой вопроса, так как не вижу второго центра. У тех, кто стремится вернуть нас к биполярному миру, постоянно балансировавшему на грани ядерной катастрофы, можно диагностировать лишь легкий фантомный синдром — ложное ощущение прежнего величия.
Недостаточно кошмарить мир и угрожать уничтожением нашей планеты, чтобы считаться центром силы. В истории человечества было слишком много зла, которое можно было прятать и переписывать учебники истории под себя.
Но мир безвозвратно изменился: космос кишит спутниками, так что ни один “Бук” нельзя незаметно перетащить через границу, чтобы расстрелять гражданский самолет. А если и дальше возрождать из ада некий второй центр, то вскоре для большинства населения Земли действительно не составит труда ответить, зачем мир без России.
Лавировать можно между опасностями или угрозами. Но сообщество демократий Запада не угрожает Беларуси и открыто для самого тесного сотрудничества, НАТО тоже не готовится напасть на Беларусь.
Говорят, с кем поведешься, от того и наберешься: хочешь участвовать в российской геополитической игре – будь готов погибнуть сам и пожертвовать страной. Только во имя чего? Как долго мы сами себе будем пудрить мозги, рассказывая, как удачно мы лавируем между кромешной тьмой и свободным миром?
Пора открыть глаза и, осознавая всю опасность и непредсказуемость восточного соседа, как можно быстрее восстанавливать важные институты гражданского общества, одновременно интегрируя нашу страну в цивилизованную систему координат. В противном случае можно очень скоро долавироваться раз и навсегда.
- Не придется ли официальному Минску пересматривать свою внешнеполитическую стратегию, которая, по большому счету, презентуется как “Хельсинки-2”? «Союзнические» обязательства перед Россией и Сирией могут поставить крест на всех миротворческих потугах Минска.
- Беларусь обладает хорошим потенциалом для того, чтобы стать важной мировой или региональной площадкой для разрешения самых разных конфликтов и проблем. Но именно “союзнические обязательства” перед Россией становятся все большей преградой для внешнеполитических амбиций Минска.
Это Москва выбрала Минск в качестве переговорной площадки по Украине, и это российские спецслужбы по-хозяйски отлавливают украинских граждан на территории “площадки”. Не будет вторых Хельсинки – это же понятно, надеюсь, всем. Предложенная Россией и озвученная в сентябре 2008 года Лавровым идея создания на континенте “надежной” системы коллективной безопасности интересна лишь тем, кто ее придумал.
Оторвитесь от русских телеканалов: Россию обложили санкциями, потому что именно она является угрозой существующей архитектуре безопасности в Европе: война с Грузией, аннексия Крыма и Севастополя, оккупация Донбасса, обвинения в отравлении химикатами военного назначения в Великобритании, поддержка режима Асада в Сирии.
Кстати, а какие у Беларуси союзнические обязательства перед Сирией? Внешнеполитическая стратегия должна приводить к обеспечению гарантий нашей независимости и национальной безопасности. Вот почему “союзнические” обязательства перед Россией и “миротворческие потуги” просто не совместимы; со стороны это выглядит так, будто за натовским забором наивный бусел расхаживает по своему болоту на фоне и ощерившегося медведя, которого в упор не видит лишь потому, что слишком близко от него размахивает своими крыльями.
- Как изменятся отношения между новым старым президентом Путиным и Лукашенко в новой геополитической реальности?
- У президента России есть геополитический план, который будет реализовывать. Главная «забота» Путина – соседние страны, которые рассматриваются как исконные российские территории – без населяющих их народы, которых для него, как показала Украина, вообще не существуют. Для него все это – “Великая матушка Россия” со всей ахинеей, выдуманной со времен Екатерины. В мире Путина нам – беларусам – нет места ни как народу, ни как государству.
Изменится ли что-то в отношениях двух диктаторов? Сказать трудно. Ведь Путин украл у Лукашенко титул последнего диктатора Европы, а быть предпоследним не комильфо – никто даже благим матом больше не упомянет. Хотелось бы, чтобы с этим смирились (кто там принимает решения?) и, наконец, начали думать не о рейтинге в пантеоне мирового черного интернационала тиранов, а о стране и народе.