Токсичный союзник. Сценарии адаптации к новому международному статусу России
23.04.2018 09:07
—
Разное
При создании Союзного государства в середине 1990-х, ЕАЭС во второй половине 2000-х белорусское руководство едва ли думало, что во второй половине 2010-х станет союзником страны, которую США, Евросоюз и другие страны Запада считают агрессором. Некогда связи и знакомства с российской VIP-номенклатурой были ценным активом, открывающим путь к выгодным сделкам по энергоресурсам, доступу на рынок, дешевым кредитам и полной дипломатической поддержке.
ОТ БОЛЬШОЙ ВЫГОДЫ И БОЛЬШОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ
Александр Лукашенко долгие годы весьма искусно и эффективно использовал этот актив. Особый режим отношений с Россией стал одним из главных факторов удвоения белорусского ВВП в период 1994-2005гг. и второго удвоения в 2005-08гг. По оценке российского правительства, выгоды Беларуси от партнерства с Россией составили $100-135 млрд. К сожалению, в последнее десятилетие Россия радикально поменяла приоритеты. Она быстро и бурно стала инвестировать ресурсы, внимание и время в геополитические, внешние проекты. Грузия, Украина, Сирия - это все было не про экономику, торговлю и инвестиции.
Беларусь оказалась связана обязательствами ЕАЭС, пыталась развивать проект «Союзное государство», но натыкалась на противодействие мощных российских лоббистских группировок. «Роснефть» и «Газпром» категорически не хотели единого рынка энергоресурсов.
Они превратили декларируемую свободу перемещения товаров, денег, услуг и рабочей силы в нагромождение формальных и неформальных нетарифных барьеров. Не получились отношения по закону. Вышли отношения по понятиям. Лукашенко чувствовал себя как рыба в воде, когда речь заходила о товарах, нефти, газе, кредитах, защите идеалов Великой Отечественной войны и противодействии НАТО. «Быть русским, но лучшего качества» - выгодная, беспроигрышная позиция. До поры до времени. Пока Кремль не обуяла идея «русского мира», возрождения империи, расширения земель и превращения в полюс противодействия Америке.
Понятное дело, что Кремль не учитывал особые интересы Беларуси как независимого государства при принятии решений по Грузии, Украине или Сирии. Официальный Минск не имел права вето на введение Москвой санкций на продовольственные товары, хотя они уже были в рамках Таможенного союза. Белорусские власти и экономические субъекты лишь адаптировались к новому торговому режиму, в т.ч. за счет развития полезных связей с теми российскими коммерческими структурами, которые обладали активом обойти эмбарго, запреты и ограничения.
Официальный Минск не имел возможности повлиять на поведение российского Центробанка, когда тот опустил RUR-рубль, вызвал ревальвацию BYN-рубля более чем на 90%. Белорусскому правительству только и остается, что гадать, как поведут себя российские власти, чтобы адаптироваться к новому режиму и правилам игры.
После введения США беспрецедентных санкций в отношении российских компаний, политиков и бизнесменов (и это только начало), новой, горячей фазы войны в Сирии прогнозировать поведение России, тем более выгодно адаптироваться к нему, станет гораздо сложнее. Вслед за Россией Беларусь вступила в зону полной неопределенности, высоких рисков получить внешний удар по своей экономике как от России, так и от Запада. При этом теоретически могут быть сценарии, когда Беларусь может оказаться в большом плюсе и даже создаст фундамент для мощной экономической экспансии в период после окончания войны России с Западом.
СЦЕНАРИЙ N1: «ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ, ИЛИ РАСШИРЕНИЕ НЕСАНКЦИОНКИ»
Это был бы самый выгодный для Беларуси сценарий, когда все звезды сошлись бы в нашу пользу. Нынешние и будущие санкции США/Запада против России не позволят тысячам российских компаний полноценно функционировать во внешней торговле. Не исключено, что аналогичные проблемы будут испытывать финансовые организации.
Россия в ответ вводит запрет на импорт тысяч наименований американских/западных товаров. К продовольственной несанкционке добавляются лекарства, напитки, бытовая электроника, средства коммуникации и даже инвестиционные товары.
Беларусь путем умелых переговоров убеждает США/Запад не вводить санкции против белорусских коммерческих организаций, которые работают с Россией. Такой расклад открывает широкие возможности для Беларуси в качестве посредника между российскими структурами, попавшими под санкции, и внешним миром. С другой стороны, никто не запрещает Беларуси импортировать товары из США/Запада, попавшие под эмбарго российских властей. И вот мы уже видим, как быстро и решительно растет экспорт из Беларуси лекарств, смартфонов, машин и оборудования. В свое время мы наблюдали, как этикетки минского «Горизонта» закрывали название производителя Acer. Беларусь, если будет воля российских контрабандистов, силовиков и Кремля, сможет стать мощным товарным хабом по перевалке, с одной стороны, товаров из России в США/Запад и в обратном направлении. Вот это будет загрузка логистической инфраструктуры, транспорта и, понятное дело, изготовления новых этикетов и тары.
В рамках этого чрезвычайно оптимистического для Беларуси сценария белорусские банки смогут выполнять операции, которые нельзя проводить из России, в т.ч. по обслуживанию денег богатых россиян, которые они успеют вывести из США/Запада. При таком сценарии ВВП Беларуси добавит, как минимум, 3-5 п.п. роста. «Too good to be true» - слишком хорошо, чтобы быть правдой.
СЦЕНАРИЙ N2: «ЧЁРНЫЙ, ИЛИ БЕЛАРУСЬ С РОССИЕЙ В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ»
Если США/Запад будут рассматривать Беларусь как продолжение России и ее интересов, то весь негатив, связанный с санкциями и ограничениями, упадет и на нашу страну. Любые связи с попавшим под санкции российским бизнесом будут рассматриваться как основание для блокировки коммерческих операций. Каждый денежный перевод будет рассматриваться под лупой, чтобы белорусская банковская система не стала проводником российских денег. Понятное дело, что ни о каких иностранных инвестициях в таком режиме мечтать не приходится.
Удар по белорусской экономике в рамках такого сценария нанесет и Россия. Девальвация RUR-рубля - и курс BYN-рубля уже вылетает на BYN3/$1. Кремль закусывает удила и выставляет мощные посты против санкционки на границе с Беларусью или вообще вводит запреты на импорт из нашей страны определенных групп товаров. Тут может сработать подход «торгуешь с нашим врагом, продаешь незаконно его товары в нашу страну - значит, ты с ним заодно, а не со мной».
Российские власти могут еще больше ужесточить торговый протекционизм, в т.ч. в отношении белорусских товаров. Это будет прямое принуждение по принципу «либо вы становитесь нами, т.е. российскими, либо мы закрываем вам доступ к рынку». Либо проект «Союзное государство» превратится в проект «Кремлем единым дышат Белоруссия и Россия», либо окончательно развалится.
В рамках этого сценария белорусскую экономику ждут тяжелые времена, рецессия на ближайшие два года на 2-5% ВВП.Понятное дело, что все это пока гадание на кофейной гуще. Мы не знаем объема санкций США/Запада против России, т.е. силу удара по ее экономике. Во-вторых, нам неизвестна реакция самой России на решения США/Запада. В-третьих, мы не знаем, как отреагирует Россия и США/Запад на поведение белорусских властей. Наконец, мы не знаем, каким будет поведение Лукашенко. Мы попали в воронку полной неопределенности, высоких внешних рисков при слабых внутренних институтах развития и роста. Будет интересно, ведь в очередной раз на наших глазах вершится история. Лишь бы она не проехала по нам могучим катком.