Только в путь!

Источник материала:  
22.04.2018 20:28 — Разное

Уходящая неделя запомнится новым этапом отношений между Минском и Кишинёвом. Наши страны связывает не только, как выразился молдавский премьер, сентиментальные дружеские отношения, но и прагматическое сотрудничество. В этом государствам есть над чем работать. Вот статистика белорусско-молдавского товарооборота за последние годы: 2000-й – $70 млн, 2014-й – $400 млн, 2017-й – $200 млн. Судя по тем договорам, которые подписаны во время визита нашего Президента в Молдову, есть все предпосылки надеяться, что эта цифра будет расти.

Игорь Додон входит в категорию президентов, которые активны в социальных сетях. Недавно он проводил прямую линию в одноклассниках, а итогами переговоров с Президентом Беларуси поделился с подписчикамив сети Facebook.

Игорь Додон, президент Молдовы: «Во время встречи рассказал Александру Григорьевичу, что граждане Молдовы всегда проявляли большой интерес к белорусскому экономическому "чуду", восхищались благоустройством и чистотой белорусских городов, образцовым порядком в общественной жизни, твёрдыми социальными гарантиями для трудящихся этой страны. Поэтому многие граждане Молдовы говорят о том, что они хотят жить, "как в Беларуси". Кроме того, мы знаем, что Беларусь твёрдо и последовательно отстаивает свои национальные интересы, будучи стратегическим партнёром Российской Федерации и сохраняя при этом достаточно "ровные", деловые отношения со странами Запада, и в первую очередь, со странами Европейского союза».

Игорь Додон отметил внутренние достижения Беларуси: сохранили предприятия и вывели их работу на новый уровень, в то время как Молдова потеряла свой производственный комплекс. Отметил и внешнеполитические: Кишинёв выбрал приоритетом сближение с Евросоюзом, но отношения с Россией не назовёшь гладкими. Недавно Молдова поддержала Великобританию – и в очередной раз выслана насколько российских послов по делу Скрипаля. Впрочем, визит Президента Беларуси, судя по статьям в прессе и сюжетам на телевидении, эту тему отодвинул на второй план. У журналистов было немало поводов для статей и сюжетов. Помимо официальных переговоров, Игорь Додон пригласил коллегу к себе домой, а на следующий день президенты вместе приняли участие в севе кукурузы.

В поле Александр Лукашенко расставил приоритеты сотрудничества с Молдовой. Во-первых, это развитие торговли. Во-вторых, организация совместных производств (в машиностроении). В-третьих, Беларусь предлагает Молдове готовить специалистов под совместные предприятия.

Вклад во все три флагманских направления сотрудничества готов внести Минский тракторный завод. В Кишинёве подписан контракт на поставку 500 машин. Набирают обороты совместные сборочные производства, организованы сервисные центры.

И если тракторы «Беларус» – это неотъемлемая часть аграрного пейзажа Молдовы, то городским символом нашего сотрудничества можно считать троллейбусы «Белкоммунмаша». Именно на них сделал ставку Кишинёв, обновляя парк общественного транспорта. Сначала купили 102 машины. Затем подумали об организации сборочного производства. К этому времени собрали 115 единиц. 

Троллейбусы уже стали символом Кишинёва. На их бортах даже запрещена реклама. Есть здесь и особый маршрут, который доставляет пассажиров из центра города в аэропорт. Цена всего 2 лея, то есть 25 копеек в белорусском эквиваленте. Это в 50 раз дешевле, чем тариф таксистов. Половину пути транспорт едет без подключения к сети, на аккумуляторах.

Это промежуточная стадия от троллейбусов к электробусам, которые уже ездят по минским улицам. К этому транспорту мэрия Кишинёва также проявляет большой интерес. Что касается пассажиров, то это либо школьники, либо люди пожилого возраста. Отток трудовых ресурсов в Евросоюз и Россию – острая проблема. Как отметил Игорь Додон, в скором будущем Молдова рискует остаться страной без населения. О том, что нужны рабочие места, говорят в общественном транспорте. Узнав, что мы из Беларуси, люди начинают вспоминать прошлое и делиться впечатлениями от визита Александра Лукашенко.

Выходит, что Беларусь делает Молдове предложение, от которого, как говорится, невозможно отказаться: вместе создавать, производить и, если необходимо, обучать. Об этом шла речь на переговорах в правительстве. Премьер-министр Павел Филип акцентировал внимание на аграрном проекте – создании молочно-товарного комплекса «под ключ» по белорусским технологиям.

Также Молдова запускает программу по выравниванию транспортных артерий. Беларусь предлагает технологии.

Одновременно с официальными переговорами в Кишинёве прошёл форум делового сотрудничества. Портфель подписанных контрактов оценивается в 20 миллионов долларов. Это без учёта договоров на перспективу. Лейтмотивом диалога стало использование преимуществ для бизнеса от участия Беларуси в Евразийском экономическом союзе, а Молдовы – от ассоциации с ЕС.

В стране осенью продут выборы в парламент. Уже сейчас обостряется борьба между демократами, социалистами и либералами. Интересно, что Беларусь, по словам нашего Президента, готова принимать и воспринимать Молдову такой, какая она есть. То есть вне зависимости от партийной принадлежности её руководства. Это также здесь высоко ценят. В этом случае семена сотрудничества, посеянные вместе, дадут урожай вне зависимости от политического климата, который установится осенью.

Подробнее – в видеосюжете

←Современный взгляд на туризм в Беларуси: фэсты экскурсоводов, велоэкскурсии и ожившая реальность в приложении на смартфоне

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика