«Разбиваются на мотоциклах чаще в идеальную погоду». Судебный эксперт о причинах страшных ДТП
22.04.2018 08:59
—
Разное
22 апреля – День судебного эксперта в Беларуси. В трагедиях на дорогах не бывает сослагательного наклонения: жизнь водителя, пассажира, пешехода не вернуть.
Но каждый раз, выезжая на место аварии с летальным исходом и восстанавливая точную картину происшествия, судебные эксперты видят типичные ошибки. Живым есть смысл их не повторять. Об этом рассказывает корреспондент «Знамя юности».
Хорошая погода кружит голову
«Превышена скорость», «Водитель неудачно перестроился в крайний левый ряд», «Мотоциклиста отбросило на ограждение» – заместитель начальника отдела технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минску Вячеслав Усов просматривает на рабочем компьютере фотографии с мест ДТП. Останавливается на снимке, где на асфальте лежит нижняя часть туловища: мужские ноги в джинсах и кедах… Достаточно увидеть это однажды, чтобы лихачить расхотелось навсегда. Вячеслав не собирается никого пугать, но полагает, что будущим водителям нужно представлять, чем оборачивается беспечность:
Вячеслав Усов.
– В открытый доступ помещать подобные кадры ни к чему, но в автошколах показывать нужно. Чтобы фразы «соблюдайте дистанцию», «не превышайте скорость» не воспринимались формально. Дорога не прощает невнимательности и самоуверенности.
Судэксперты-автотехники выезжают на места аварий со смертельными исходами, тяжелыми травмами водителей, пассажиров и пешеходов. Восстанавливая картину по следам и уликам, убеждаются: в большинстве случаев роковым становится человеческий фактор, а не технический:
– Техника, как правило, исправна, неполадок нет. На первое место среди причин гибели мотоциклистов выходит высокая скорость. Мопед, скутер, байк – все это транспортные средства, которые никак не защищают сидящего на нем человека. Упасть с неподвижного мотоцикла на асфальт уже больно. А получить травмы, несовместимые с жизнью, можно и на 40 км/ч. Не говоря о превышении скорости.
Трагические ДТП с мотоциклистами чаще случаются в теплое время года, анализирует Вячеслав Усов:
– Пик приходится на конец весны и лето. В начале сезона байкеров еще немного на дорогах. Те, кто выехал, осваиваются и ездят не так дерзко. А летом многие расслабляются, переходят на большие скорости и более агрессивную манеру вождения. Смертельные ДТП с мотоциклистами случаются не только в плохую погоду, дождь и холод, но также в идеальных условиях, когда на улице тепло, сухо, нет тумана. Потому что водитель думает, что контролирует обстановку и может себе позволить прибавить скорость. Рукоятку акселератора до отказа, рев мотора, адреналин – удовольствие иногда длится до первого поворота.
С таким «арсеналом» судебные эксперты выезжают на место ДТП.
Откуда ни возьмись
Пробок никто не любит, но байкеры в них чувствуют себя более свободными, поскольку могут протиснуться между рядов стоящих на светофоре машин. И нарушают ПДД, поскольку по разметке ездить запрещено. Но еще хуже, когда мотоциклисты лавируют среди движущихся авто, «играют в шахматы», перестраиваясь из одной полосы в другую. Не менее опасен и резкий разгон со старта, показывает фото покореженного байка Вячеслав:
– Мотоциклы очень быстро набирают скорость. Многие замечали, наверное, ситуацию, когда на светофоре машины только-только трогаются, а байкера уже и след простыл. Вот одна из таких аварий: быстрый разгон, а на следующем перекрестке столкновение с автомобилем, который завершал маневр на зеленую стрелку.
Резкий старт
Это, кстати, одна из типичных ошибок – столкновение со встречным автомобилем при его повороте налево. Ситуация опасна тем, что, если мотоцикл едет с превышением скоростного режима, оценить, насколько далеко он находится от перекрестка, автомобилисту достаточно сложно, а порой и невозможно:
– Водитель, поворачивающий налево, анализирует обстановку, исходя из разрешенной скорости на данной дороге. Даже видя свет фары вдалеке, он понимает, что ему хватит времени завершить маневр. А мотоциклист несется значительно быстрее дозволенного. Происходит столкновение, в котором часто серьезно страдают обе стороны. Тяжелые последствия имеют и наезды на пешеходов. Были ситуации: ночь, пустая дорога, но в одной точке сходятся человек и мотоцикл. Потому что первый смотрит, что никого нет, и ступает на зебру, а второй несется. Это как пуля: если попадает в человека, причиняет смертельные травмы.
Думать наперед
Хороший костюм и дорогой мотошлем не всегда спасают от сильных ударов. Когда байкера выбрасывает на ограждение, столбы, конструкции, пополам нередко ломаются и техника, и человек. Но вот какая закономерность:
– Качественную защиту, дорогой мотоцикл могут позволить те, у кого есть деньги. А успешные и обеспеченные люди, как правило, думают о будущем и не позволяют безалаберного поведения. Они дорожат своей жизнью, семьей и всем, что есть. Желая получить дозу адреналина, лучше пойдут на гоночный трек, но не станут петлять по дороге общего пользования на заднем колесе. Разбиваются обычно молодые ребята, которые ездят в шортах и сланцах. Они-то и разрешают себе большие скорости, разгоняются под сотню или могут сесть выпившими за руль.
Судебный эксперт уверен, большинство происшествий можно было бы предотвратить:
– Ничего сложного – ехать с меньшей скоростью, быть внимательней, смотреть по сторонам, соблюдать дистанцию. По сути любая авария – это нарушение правил кем-то из участников дорожного движения. В последние годы удалось переломить ситуацию, трагедий становится меньше. Да и мотоциклисты более дисциплинированно ведут себя на дорогах.
КСТАТИ
22 апреля – День судебного эксперта в Беларуси. Профессиональный праздник связан с датой образования Государственного комитета судебных экспертиз, которому в этом году исполняется пять лет. Накануне, 19–20 апреля, в Минске прошла Меж-дународная научно-практическая конференция «Евразийское партнерство судебных экспертов: вызовы, проблемы, пути решения и перспективы развития» с участием свыше 400 представителей из более двух десятков стран.