«Город на старых фотографиях». Как Несвиж соединялся дорогами с другими городами

Источник материала:  
21.04.2018 — Разное
Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Сегодня, продолжая нашу рубрику «Город на старых фотографиях», посмотрим на Ратушную площадь как на место для остановки общественного транспорта в 1930 — 60-е годы ХХ века при двух государствах — Республике Польша и СССР.

Как известно, с 1921 по 1939 г. Несвижчина входила в состав Польши. В книге «Из истории Несвижа» (1937 г.)  Болеслав Таврогинский* писал: «ст. Городею от Несвижа   отделяет прекрасная дорога, протяженностью 14 км, до города можно добраться автобусами, которые курсируют по этому направлению 5 раз в день». На фотографиях — стоянка автобусов около ратуши с расписанием движения автобусов (отправление из Несвижа, приезд  в Несвиж) (фото 1,4,5). Как видим, помимо автобусов работали и извозчики (фото 3).

«Город на старых фотографиях». Как Несвиж соединялся  дорогами с другими городами

Фото 1

В 1936 году построена новая шоссейная дорога, которая соединила  Несвиж с Клецком и имением Радзивиллимонты, автобусы по этому маршруту курсировали 3 раза в день. На отрезке Клецк — Рейтанов через Синявку ходил автобус два раза в день, доставляя пассажиров до станции Рейтанов (сейчас Ляховичский район), откуда поездом можно было доехать до Вильно либо Львова. С 1936 по 1938 год строилась дорога Несвиж — Барановичи, которая соединила Несвиж с этим большим железнодорожным узлом, а далее с Варшавой через Слоним и Белосток. (На фото занесена надпись: «Несвиж. Строительство грунтовых дорог. 1938 год») (фото 2).


«Город на старых фотографиях». Как Несвиж соединялся  дорогами с другими городами

Фото 2

Соединение Несвижа с другими большими городами хорошими дорогами давало  возможность курсировать личным автомобилям и развиваться туризму.

После Великой Отечественной войны Несвижский район автотранспортом обслуживала Тимковичская МТС (машино-тракторная станция). В связи с ее ликвидацией в 1958 году, на ее базе была организована Копыльская автотранспортная колонна, в которую входило три филиала: в Несвиже, г.п. Городея, г.п. Узда. В Несвижском филиале находилось 27 автомобилей. В 1962 году была создана Несвижская автобаза № 17. Для автобазы   была выделена новая территория площадью 3,5 га, на которой не имелось никаких строений. В это время в автобазе работали 126 человек, имелось 72 единицы грузового транспорта и 5 автобусов.  К 1968 году в Несвижской  автобазе № 17 были построены новая ремонтная мастерская, котельная, новая автостанция.

На фотографиях, хранящихся в фондах нашего музея — автовокзал на площади с разных ракурсов. По словам бывшего начальника участка ПМК-218, ветерана труда Марьяна Иосифовича Татаржинского, здание было построено после войны и представляло собой два соединенных финских домика. К сожалению, пока не удалось выяснить точные даты постройки и сноса старого автовокзала.


«Город на старых фотографиях». Как Несвиж соединялся  дорогами с другими городами

Фото 3


«Город на старых фотографиях». Как Несвиж соединялся  дорогами с другими городами

Фото 4

Рядом с автовокзалом находился  киоск с газетами и журналами, на заднем плане видна строительная площадка — возводили здание райисполкома, или, как его называли раньше, Дом Советов (фото 6). Известно, что застройка площади Несвижа проводилась централизованно с середины 60-х до начала 70-х годов прошлого века. В 1973 г. районная газета «Чырвоны сцяг» в рубрике «Нясвіжу — 750» писала: «Цяпер на цэнтральнай плошчы ад таго тлуму, што панаваў тут у пачатку стагоддзя, і духу не засталося. У цэнтры  яе ўзвышаецца ратуша, у якой размясціўся Дом піянераў і школьнікаў. Замест гандлёвага раду — шыкоўныя магазіны «Кніжны свет» і культтавараў. Вакол іх — скверык. Плошча акаймавана сучаснымі бу- дынкамі — чатырохпавярховым, строгай архітэктуры Домам Саветаў, кінатэатрам, гасцініцай з рэстаранам, універмагам арыгінальнай канструкцыі са шкла і бетону, пяці-павярховым жылым домам, Домам быту. За апошнія 10 гадоў у Нясвіжы пабудавана трэцяя сярэдняя школа на 960 месц, аўтобусная станцыя, тры дзіцячыя сады, два клубы, некалькі магазінаў, тры сталовыя, каля 40 шмат-кватэрных дамоў, узводзіцца бальніца на 260 ложкаў, 60-кватэрны дом з аптэкай, плавальны басейн і клуб».


«Город на старых фотографиях». Как Несвиж соединялся  дорогами с другими городами

Фото 5


«Город на старых фотографиях». Как Несвиж соединялся  дорогами с другими городами

Фото 6


«Город на старых фотографиях». Как Несвиж соединялся  дорогами с другими городами

Фото 7

Напоследок давайте вспомним, как выглядело здание этой, более новой, автостанции на ул. Советской (фото 7), которое уже забывается — в 2015 году его полностью реконструировали.

Чтобы иметь более полные и достоверные факты из истории нашего города и района, хотим обратиться к жителям с просьбой. Может, у кого-то есть старые фотографии, газеты, вырезки из них, письма, документы — принесите их, пожалуйста, на хранение в фонды нашего музея. Или позвоните по тел. 5-18-34 — мы с вами встретимся.  Этим вы поможете  восстановить  недостающие странички истории, ликвидировать в ней  белые пятна, разнообразить и обогатить музейный материал, который является очень познавательным для всех, кто интересуется прошлым своей малой родины.

 

*Болеслав Таврогинский родился 1 мая 1904 г. в имении Радзивиллимонты в Несвижском повете (сейчас Клецкий район, деревня Красная звезда). Учился в гимназии им. В. Сырокомли, получил историческое образование в университете  г. Вильно. Затем устроился практикантом архивиста, а потом и сам стал архивистом в радзивилловском архиве в Варшаве. С 1939 г. являлся его руководителем и проработал там до конца немецкой оккупации. В 1948 г. радзивилловский архив был включён в Главный архив. После окончания войны проживал в Щетине (Польша).

Ольга ШКРАБИНА,

старший научный сотрудник  Несвижского историко-краеведческого музея.

 

 


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

←На субботник в Минске вместе с горожанам вышли чиновники

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика