Штраф за чай и "красные люди"
21.04.2018 10:49
—
Разное
Фото: AFP
В Витебске суд признал виновными восемь человек, которые собрались в квартире, пили чай и о чем-то разговаривали.
На предприятии «Минские тепловые сети» принудительно собирают по 5 рублей на белорусский Красный Крест. Тем, кто отказывается платить, угрожают проблемами и снижением зарплаты.
Администрация студенческого городка Брестского университета начала разбираться со студентами, которые поставили подписи под петицией за реализацию дорожной карты Болонского процесса. Этот документ еще в 2015 году подписал министр образования Беларуси.
21 апреля всех работающих граждан и учащихся заставляют выйти на субботник.
Казалось бы, ничего нового, подобные факты случаются регулярно. Но когда они почти одновременно попадают на ленту новостей, то вырисовывается довольно четкая картина общественной жизни страны. Словно с советских времен ничего не поменялось.
Нобелевская лауреат Светлана Алексиевич в недавнем интервью порталу tut.by говорит:
«Вы хотите сказать, что белорусы живут в 21 веке? Да мы все еще при социализме. У нас социалистическое производство, управление, мышление. Когда мне говорят, что это история, я не соглашаюсь ... Что касается Беларуси, то здесь очень много "красного человека", поскольку мы не изжили социалистическое общество. У нас время остановлено. Меняется город, машины становятся другие, но люди - нет».
Возмущаются насилием со стороны власти лишь единицы, да и то, как правило, анонимно. Они присылают информацию в независимые СМИ или публикуют в социальных сетях. Остальные молчат. Наверное, не видят в этом ничего вопиющего или абсурдного, считая, как в известном анекдоте про белорусов, что «может так и надо».
Такая политическая культура, которая базируется на представлении, что власть всегда прав. С этой точки зрения люди, которые выступают против власти (то есть оппозиция), - в лучшем случае чудаки.
Был в белорусской истории короткий демократический период в начале 1990-х годов, когда власть можно было свободно критиковать, даже требовать ее отставки. Но в массовом сознании он запечатлелся как время хаоса, безвластия, беспорядка. Это был период, во время которого, по словам Лукашенко, "власть валялась в грязи». Белорусы к такому не были приучены и рассматривали те дискуссии в Верховном Совете 12-го созыва как диво, ненормальность. А Лукашенко «навел порядок», привел все к норме.
Поведение властей как раз не удивляет. Ведь известно, что в любой стране государственные институты работают так, как позволяет народ. Другое дело, что существующий режим искусственно консервирует социальные условия, которые воспроизводят, репродуцируют зависимость населения от государства.
Такие культурные особенности белорусов становятся определенной преградой на пути к модернизации белорусского общества. Ведь новая эпоха требует свободного человека. Разумеется, значительная часть людей компенсирует несвободу в реале свободой в виртуале, в социальных сетях. Такая своеобразная сублимация. Таким образом народ выпускает пар. Но и здесь власти стремятся заткнуть рот с помощью нового закона о СМИ.
А что же пассионарная часть общества? Почему же она оказалась не способна увлечь за собой народ? Значительное количество таких людей за эти четверть века независимости уехала за границу. Остальных власти прочно держат в гетто. К тому же белорусы не очень ценят героев. Это также уникальность белорусского социума. Во время социологических опросов по поводу белорусских героев большинство респондентов оказывается в большой задумчивости. Ведь героические личности разрушают национальный стереотип: не высовывайся, живи как все.