От тарелки до туалета: какой путь яичница проходит в нашем организме
Гастроэнтеролог Анна Юркевич работает в 10-й городской клинической больнице и медицинском центре «Лодэ». Для GO.TUT.BY доктор описала, какой путь еда совершает в организме.
От сковородки до пищевода
— Предлагаю вам отправиться в путешествие, которое ежедневно совершает наша яичница на завтрак. В путешествие по самой загадочной и длинной системе человека: по желудочно-кишечному тракту.
Утро. Вы уже выпили стакан воды и неспешно собираетесь на работу, в то время как ваш любимый (или любимая) начинает жарить яичницу. По квартире разносится аромат. Информация о нем по обонятельному нерву поступает в головной мозг. Вы заходите на кухню, видите, как яичница скворчит на сковороде, как начинает плавиться сыр… По зрительному нерву и эта информация поступает в головной мозг. И вот вы уже чувствуете, как начинает выделяться слюна, а желудок, выделяя желудочный сок, как бы намекает: «Я готов, чего же ты ждешь?»
И вот, наконец, кусочек яичницы попадает в рот: мы начинаем ее измельчать — в этом нам помогают зубы, язык. Вкусовые рецепторы улавливают информацию о продукте, направляя ее в головной мозг. Если вдруг вы почувствуете что-то неладное (например, горечь), вам рефлекторно захочется выплюнуть содержимое рта. Когда вы чувствуете, что достаточно хорошо все пережевали, язык прижимается к твердому небу. Начинается процесс глотания, закрывается вход в носовую полость, голосовые связки смыкаются, закрывается доступ в дыхательные пути. Глотка сокращается, проталкивая пищевой комок в пищевод.
От пищевода до тонкого кишечника
С этого момента все, что будет происходить дальше, не подвластно вашему сознанию — на арену выходит вегетативная нервная система, которая отвечает за работу внутренних органов. Она как раз подвержена влиянию подсознания (отсюда растут психосоматические нарушения: ком в горле, чрезмерная отрыжка, тяжесть в желудке после еды и т.д.).
Пищевой комок преодолевает пищевод за 5−10 сек. И вот мы уже в желудке, который, может прекрасно растягиваться. Но если в нашей крови много гормонов стресса или страха, это значительно затрудняет растяжение мышц желудка. В итоге — чувство тяжести или распирания даже после небольшого объема пищи.
Как только желудок начинает сокращаться, импульс движения передается дальше кишечнику. Там активируется перестальтика, отсюда и гастро-кишечный рефлекс (желание посетить уборную после плотного завтрака).
Благодаря активным движениям желудка, кусочки яичницы становятся еще мельче. Размер кусочка, который после попадет в двенадцатиперстную кишку, не должен превышать 0,2 мм. Именно поэтому по-настоящему работающие аптечные пищеварительные ферменты представляют собой минимикросферы, которые заключены в капсулу. Капсула фермента растворяется в желудке, а минимикросферы попадают в кишечник для активного пищеварения.
Принято считать, что желудок — это центральный орган пищеварения. На самом деле, основной процесс переваривания и всасывания полезных веществ случается дальше — в тонком кишечнике. В желудке же происходит подготовительный этап: белки под влиянием соляной кислоты желудочного сока набухают и разрыхляются, что делает их более доступными для воздействия ферментов. Ферменты желудочного сока (пепсин и другие) начинают расщепление белков. Углеводы в желудке перевариваются в течение короткого времени и только под влиянием ферментов слюны. Жиры также почти не перевариваются в желудке.
Постепенно содержимое желудка перемещается в тонкий кишечник, а точнее, в ее самую малую, но очень важную часть: двенадцатиперстную кишку. Туда же через клапан под названием сфинктер Одди открываются протоки желчного пузыря и поджелудочной железы, по которым поступают желчь и панкреатический сок. Нарушение работы сфинктера Одди может принести немало хлопот: сильные боли в правом подреберье; а, если имеется выраженный спазм или сужение этого сфинктера, то нарушается поступление желчи или сока поджелудочной железы (вплоть до острого панкреатита). Благодаря желчи и соку поджелудочной железы идет активное расщепление белков, жиров и углеводов до тех молекул, которые могут всосаться.
От тонкого кишечника до кала
Оставшаяся, самая длинная часть тонкого кишечника, представлена тощей и подвздошной кишкой, их длина — около 6 метров. Основная функция тонкого кишечника — всасывание, поэтому для увеличения поверхности всасывания тонкий кишечник имеет складчатую структуру. У него имеются специальные ворсины (выросты), а на них — микроворсины. За счет этого площадь тонкого кишечника сравнима с площадью теннисного корта — это около 250 кв.м.
Несмотря на свою длину, патология тонкого кишечника (не считая, конечно, язвы двенадцатиперстной кишки) встречается относительно редко. Заподозрить что-то неладное с тонким кишечником мы можем по дефициту массы тела, сниженному уровню белка, дефициту витаминов и микроэлементов.
И вот наша яичница (а точнее, все, что от нее осталось) попадает в конечный отдел желудочно-кишечного тракта — толстый кишечник. Все, что не всосалось в тонком кишечнике, здесь активно переваривается местной микрофлорой. При этом могут выделяться газы (этим, к примеру, можно объяснить вздутие живота у тех, кто не переносит лактозу, фруктозу).
В толстом кишечнике идет активное всасывание воды. От того, как долго, наша яичница находится в кишечнике, зависит плотность кала: чем дольше, тем кал плотнее. Нормальная частота опороженения кишечника — от трех раз в день до трех раз в неделю. Если стул у вас, скажем, через день-два, и вы не испытываете дискомфорта при опорожнении — это норма. И, наоборот, даже если стул у вас каждый день, но при этом существует необходимость сильно тужиться, нет чувства полного опорожнения кишечника, это запор. В среднем за сутки выходит 150−250 г кала, треть его массы — это бактерии. Напомню, что наличие крови, черный, а также очень светлый кал — это всегда повод обратиться к врачу!