Это фикция: правозащитники разочарованы деятельностью общественных наблюдательных комиссий за тюрьмами

Источник материала:  
21.04.2018 08:23 — Разное
Президент Белорусского Дома прав человека Татьяна Ревяко в начале февраля обратилась в Республиканскую и Могилевскую областную общественные наблюдательные комиссии с просьбой проверить Горецкую ИК №9, где содержится политзаключенный Михаил Жемчужный.

Основанием для обращения правозащитницы послужила информация о том, что существует реальная угроза жизни и здоровью политзаключенного. Так, последние полгода он находится в колонии в тяжелых и унизительных условиях, а в конце января политзаключенный непосредственно в коридоре колонии был избит неизвестным человеком со скрытым под маской лицом.

13 марта Могилевская областная наблюдательная комиссия совместно с представителями республиканской ОНК посетила исправительную колонию №9, однако администрация колонии не позволила членам комиссии встретиться с политзаключенным.

Обращаясь в ГНК Татьяна Ревяко надеялась, что визит в колонию представителей комиссии прольет свет на многие обстоятельства многократного помещения Жемчужного в ШИЗО и поможет остановить провокации в отношении него. Однако результаты визита комиссии сильно разочаровали правозащитницу:

- Очевидно, что в этой ситуации Михаил Жемчужный оставался и остается на данный момент беззащитным, поэтому, предоставляя заявления, я надеялась на наблюдательные комиссии, поскольку они специально созданы для осуществления общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений. Визит в колонию состоялся, но результаты меня сильно разочаровали.

Помимо этого, Татьяна Ревяко долгое время не смогла получить ответ на свое обращение в Республиканскую наблюдательную комиссию.


"Исходя из Закона "Об обращениях граждан и юридических лиц" я получила ответ из Могилевской областной наблюдательной комиссии вовремя, а из республиканской комиссии не было вообще никакого сообщения, ни о том, что мое обращение было получено, ни о результатах этой поездки, короче - никакой реакции. В связи с отсутствием любой реакции, я написала жалобу в Минюст на действия этой комиссии", - рассказывает Ревяко.

Оказывается, как в своем ответе объяснил Минюст, общественные наблюдательные комиссии не входят в перечень государственных органов и иных организаций, в которые граждане обращаются на основании норм Закона "Об обращениях граждан и юридических лиц".

"Общественные наблюдательные комиссии при поступлении к ним обращений от граждан могут принять информацию, изложенную в обращениях к сведению, учесть ее при посещении органов и учреждений, исполняющих наказание ... При этом не предусмотрена обязанность рассматривать и информировать граждан, которые сообщили такую ​​информацию", - сообщается в ответе.

Чтобы подсластить горькую пилюлю, Минюст сообщил Ревяке, что председателю Республи ской общественной наблюдательной комиссии Т. Кравченко предложено ответить правозащитнице в максимально короткий срок.

Наконец Республиканская общественная наблюдательная комиссия прислала ответ, который также полностью разочаровал Ревяко:

"В колонии №9 все очень хорошо, с Жемчужном они встретиться не смогли... Смешно выглядит на фоне повода (реальная угроза жизни и здоровью заключенного), с которым я обращалась к ним, информация о том, что заключенные хорошо питаются и здесь можно выучиться на швею", - рассказывает Ревяко. - В этом ответе видно желание отмахнуться от существующих проблем, не реагировать на них в соответствии даже с теми полномочиями, которые имеются у членов комиссии, и я на данный момент выражаю глубокое разочарование работой комиссий, как реальным инструментом, который может влиять на качественные изменения в сфере улучшения условий отбывания наказания".

Юрист Правозащитного центра "Весна" Павел Сапелко комментируя ситуацию, констатирует, что в Беларуси вообще отсутствует реальная система общественного контроля за условиями содержания заключенных в местах лишения свободы.

Павел Сапелко:

- Система общественных наблюдательных комиссий, созданная при Министерстве юстиции и управлениях юстиции облисполкомов, эту роль не выполняет. Этому имеется несколько причин. Прежде всего, в общественные наблюдательные комиссии, как правило, включены представители общественных организаций, которые либо не имеют никакого отношения, либо имеют очень косвенное отношение к процедуре мониторинга защиты прав человека. Главное что необходимо отметить: законодательство Беларуси, регулирующее деятельность общественных наблюдательных комиссий, фактически не наделяет их какими-то реальными правами в области защиты прав заключенных.

Именно поэтому деятельность комиссий до сих пор была незаметной, практически неэффективной, они не создавали никаких информационных поводов. Комиссии преимущественно стараются не замечать даже явных нарушений прав заключенных. А заключенные, зная это, стараются не беспокоить эти комиссии лишний раз, потому что понимают полную бессмысленность таких обращений. И когда стали появляться подобные обращения, комиссии попытались, насколько это возможно, выполнить возложенные на них функции. Но оказалось, что их полномочия и инструменты, который предлагает им законодательство, явно недостаточны для того, чтобы эффективно установить и исправить нарушения прав заключенных.

←Умер космонавт Владимир Ляхов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика