В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, ей уделяют много внимания. Причиной тому – деятельность человека в природе. И чаще всего она бывает неправильной, неграмотной с экологической точки зрения, просто расточительной.
А ведь каждый, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Уже несколько лет наш детский сад не остается в стороне от республиканской акции «Неделя леса».
В этом году у нас она стартовала 14 апреля. Прекрасная солнечная погода сопутствовала деятельности наших ребят, всего коллектива. На экологической тропе детского сада мы посадили осинки и вишню. Таким образом, дети внесли свой вклад в общее дело по сохранению «зеленого богатства» Беларуси.
Мы, педагоги Зареченского детского сада, занимаясь образованием подрастающего поколения, в своей работе стремимся, чтобы для детей экология стала не только наукой, но и частью души.
В этом учебном году мы реализуем проект «Лес как объект природного сообщества в формировании природоведческих представлений детей дошкольного возраста». Руководитель проекта — воспитатель средней группы «Пчелка» Елена Евгеньевна Черепок.
Проблемой воспитания юных экологов этот воспитатель занимается не первый год и имеет свои наработки. Почему именно эта тема? Потому что у современных детей очень низкий уровень представления о природе родного края, нет чувства гордости за нее.
Чтобы сформировать у своих воспитанников практические навыки защитников природы, привлечь родителей к активному воспитанию у детей любви к родному краю, Елена Евгеньевна использовала в своей практике разные формы и методы работы. Но самым эффективным, как оказалось, стала проектная деятельность. Следуя своему плану работы, воспитатель проводит интересные родительские собрания, круглые столы с использованием ИКТ, где молодые мамы и папы не только общаются, получая необходимую информацию, но и учатся применять эти знания на практике. Да и ребятам есть чем хвалиться и что рассказать своим родителям и друзьям. Они уже знают, что такое лес, какую пользу он приносит, ориентируются в разнообразии деревьев, грибов, растений. Много интересного дети узнали о жизни животных. А главное – мальчишки и девчонки учатся беречь природу.
Благодаря участию в проекте наши дети стали более экологически грамотными, почувствовали значимость своего туда по сохранению красоты природы родного края. Важно, что подобная деятельность позволяет включать в работу и ребят, и их родителей. Ведь созданное вместе всегда вызывает у людей заслуженную гордость, плюс к этому — бережное отношение.
В группе постоянно проходят выставки поделок из природного материала, рисунков и аппликации, познавательные выставки. Ребята часто выходят на экскурсии в лес, вместе с родителями участвуют в экологических акциях.
Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания.
В настоящее время в рамках республиканской акции «Неделя леса» весь коллектив нашего детского сада делает все, чтобы дети проявляли свою познавательную активность, самостоятельность, ответственность. Для успешного решения этих задач мы создаем определенные условия. Одним из них является организация предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения детьми знаний будет протекать более эффективно.
Для воспитанников в каждой группе детского сада организованы уголки природы, где ребята учатся ухаживать за растениями. Имея разнообразный природный материал, малыши могут самостоятельно заниматься экспериментированием. Знакомиться с любыми природными объектами помогает использование коллекций, книг и энциклопедий. Воспитатели знакомят детей с природой, используя игры, пословицы, поговорки, народные приметы. Даже самые маленькие умеют пользоваться календарем природы. А старшие дошкольники умеют самостоятельно составлять экологические цепочки.
Нельзя не сказать и о территории детского сада, по которой проходит замечательная и интересная для детей экологическая тропа. Она включает разнообразные цветники, сад, огород, поле, луг, лес, пруд и фитоаптеку. Все эти природные сообщества постоянно пополняются, увеличивая у наших воспитанников объем знаний, учат их быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что живет рядом и создает эмоционально-положительное настроение.
Несомненно, это заслуга всех тех, кто не безразличен к судьбе наших детей, к судьбе нашей малой родины. Пусть полученный опыт, энтузиазм, трудолюбие поможет им достигать новых вершин в своей любимой профессии.
Е.В. ЛЯШКЕВИЧ, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Зареченский детский сад Смолевичского района».
На снимках: неделя леса в Зареченском детском саду.
Фото из архива учреждения дошкольного образования.