Топ настолок для айтишников от минской компании, которая собрала 240 коробок с играми
Настольными играми Иван Панасюк, коммерческий директор компании «Новый сайт», увлёкся ещё в раннем детстве. Он играл с друзьями, одноклассниками и сокурсниками. А позже к нему подтянулись коллеги. Буквально за два года они сыграли 100 партий, собираясь каждый четверг за большим столом для митингов. В коллекции компании уже 52 игры с дополнениями, которые не помещаются даже в 240 коробках.
Специально для dev.by Иван подготовил топ-50 лучших настольных игр для айтишников и рассказал много интересного.
Настольная игромания началась с «Весёлых картинок»
— В памяти отложились замечательные игры, которые публиковали на обложках или разворотах журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки». Бабушка работала в детском саду, поэтому у меня был неограниченный доступ к выпускам за всю историю журнала. Очень популярными были «Лидер» и различные варианты «Монополии». Но самое большое впечатление произвела в детстве игра «Меркурий. Судоходные линии мира». На мой взгляд, она актуальна до сих пор. Разумеется, не проходили с друзьями мимо шахмат, шашек, обучалок, например, «Эрудита». Но почему-то настольными играми мы их не считали. Может, потому что в них нет той атмосферы и истории, которые раскрывает игра. Не сравнишь же шахматы с «Большим космическим путешествием».
Жаль, что в начале 90-х индустрия настольных игр развивалась слабо. В моём небольшом родном городе найти можно было только что-то для совсем маленьких. Зато мы начали создавать игры сами! В основном это были различные вариации механики «кинь-двинь», но с участием черепашек-ниндзя или героев Mortal Kombat. Был и какой-то совсем сумасшедший футбол на кубиках, в котором мы продумывали практически все аспекты управления командой. Это очень весело, мы отыграли с друзьями не один полноценный футбольный сезон.
Потом появились компьютеры и приставки, и мы стали меньше времени проводить за настольными играми. Забавно, что первой компьютерной игрой, поглотившей меня в буквальном смысле, была «Цивилизация Сида Мейра», разработанная на основе одноимённой сверхпопулярной в США настолки. Тогда я об этом не знал и думал, что компьютерные игры сильно превосходят настольные в плане глубины процесса.
Интерес к настольным играм вернулся уже после университета. Друг как-то предложил переброситься в карточную «Игру престолов» — и мне просто снесло крышу. Я стал искать игру в Беларуси, но понял, что её можно заказать лишь в зарубежных интернет-магазинах. В итоге купил не только её, но и «Ужас Аркхэма». И понеслось! Бросил клич на работе. К моей радости среди коллег нашлось немало желающих, быстро сформировался костяк из пяти–шести человек, и с 2016 года мы собираемся каждую неделю.
Первой настольной корпоративной игрой для нас стала одна из продвинутых вариаций «Мафии» по мотивам киносаги «Звёздный крейсер Галактика». Игра была на английском, а треть собравшейся компании знала его довольно плохо. Мы вооружились памятками и даже мобильным приложением с переводом карт. Правила были непонятны, сама игра тоже шла не без шероховатостей. Особенно людям было сложно смириться с тем, что приходилось вживаться в роль плохиша Сайлона и строить козни. В конце концов у нашего крейсера закончилось топливо, и до Кобола люди так и не добрались. Зато так прониклись, что за два года ни разу не пропустили партии, которые у нас традиционно по четвергам.
У нас даже выработалась достаточно сбалансированная система отбора и сортировки игр. Так, чтобы они постоянно менялись. Ведь сыграть две партии за вечер не удаётся, несмотря на то, что засиживаемся иногда до трёх ночи.
Прокачка компетенций
Иван уверен, что корпоративные увлечения не только сближают команду, но и способствуют усилению профессиональных компетенций. Игры учат выстраивать стратегии, находить баланс между личными и командными целями, рационально управлять ресурсами, договариваться. Они развивают логическое мышление, коммуникативные навыки, умение оценивать ситуацию в условиях неопределённости.
— Большинство игр в моей коллекции имеет механику кризис-менеджмента, когда необходимо максимально эффективно распоряжаться ограниченными ресурсами в постоянно меняющихся условиях. Фактически это своего рода микромодели реальных ситуаций, с которыми каждый сталкивается.
Кроме того, игры помогают в неформальной обстановке подтягивать уровень знаний английского языка. 99% хороших комплексных игр разрабатываются в Европе или США, поэтому далеко не все крутые зарубежные настолки можно найти с готовым свёрстанным переводом на русский.
Но в первую очередь это всё же не тренажёр, а способ весело и интересно провести свободное время.
Топ игр, которые Иван Панасюк рекомендует айтишникам.
Игры для больших компаний (больше десяти человек)
Адекватное время партии, в течение которого большая компания сможет сохранять нормальную концентрацию, будет только у так называемых «патигеймов» с простыми правилами. Главная задача таких игр — создать весёлую атмосферу. Ну а если кто-то все же заскучает или вынужден будет покинуть компанию — не беда: большинство таких игр позволяет подстроиться под изменение количества игроков даже по ходу игры.
1. «Codenames». Простая, но умная игра на ассоциации и дедукцию. Есть две команды и таблица со словами. Капитаны команд, пользуясь специальными памятками и подсказками, загадывают игрокам определённые группы слов из этой таблицы. Задача игроков — отгадать как можно больше этих групп. На первый взгляд, всё выглядит просто, но в игре есть глубина, которая и сделала её сверхпопулярной.
2. «Диксит» и аналоги. Ещё одна красивая игра на ассоциации, но, в отличие от предыдущей, здесь всё построено на картах с иллюстрациями. Отлично играется в компании старых друзей, которые могут пользоваться понятными только им намёками. И поможет лучше узнать друг друга малознакомым людям.
3. Бесконечное количество вариантов и дополнений «Манчкина». У игры оригинальное шуточное оформление, проверенная временем механика и сотни дополнений, которые разнообразят правила, но слишком простой игровой процесс. Хотя по ней даже проводятся чемпионаты.
4. Классическая и продвинутые «Мафии». Существует множество продвинутых вариантов со скрытыми ролями, новыми элементами типа карт или условий определения победы без выбывания игроков (к этой группе можно отнести «Карету» к «Замку Дьявола», «Бэнг!» или «The Resistance»).
5. Если не хочется соревноваться друг с другом и в компании не больше 8 человек, подойдёт проверенная временем «Arkham Horror». Конечно, это совсем не патигейм, одна партия может занять 8-10 часов. При этом это одна из самых атмосферных игр в моей коллекции. Игроки выступают в роли сыщиков и обывателей города Аркхэм, шаг за шагом распутывая таинственные заговоры культистов и сражаясь с проникающими в мир чудовищами. При правильном настроении произведения Говарда Лавкрафта буквально оживают за игровым столом.
Также могу рекомендовать более современное переосмысление игры — «Древний ужас». Разработчики пересмотрели и улучшили многие механики, удалив лишнее. Игра стала несколько легче с точки зрения правил, сохранив большую часть своей знаменитой атмосферы.
Игры, в которых команды формируются в процессе
Довольно интересный жанр игр, позволяющий заключать союзы с одним или несколькими игроками в процессе партии. Помимо выгод командных действий или других полезных бонусов, условия победы часто зависят от того, находишься ты в союзе или нет.
6. «Fief France — 1429». Далеко не новая игра о средневековой Франции, крестовых походах и борьбе за власть. Случайные события, которыми изобилует игра, могут запросто сломать любую стратегию. Например, «Чума» может не только убить вашего лорда с несколькими титулами, необходимыми для победы, но и разрушить брачный союз с другим игроком, что в корне поменяет ситуацию за столом. Забавно, что в нашей компании по какой-то необъяснимой причине подавляющее большинство плохих событий обрушивается на локации, принадлежащие одному и тому же игроку. Хорошо, что он обладает самоиронией и здоровым фатализмом, поэтому в каждой партии возникает масса смешных ситуаций.
7. «Rex» (ремейк классической «Dune»). Действия игры переносят нас в будущее и описывают борьбу нескольких космических рас за власть над вселенной. В отличие от «Fief», каждый игрок обладает своими уникальными способностями, что делает игру асимметричной, а варианты союзов весьма разнообразными, ведь игроки получают специальные эксклюзивные бонусы от своих союзников. Можно даже победить индивидуально после командной победы, если вы сумеете выполнить свою тайную цель и решите воспользоваться этим правом. Одним словом, пространства для дипломатии и предательства предостаточно.
Соло-игры
Такой формат популярен среди игроков, которым сложно найти компанию. На самом деле игры, включённые в эту категорию, отлично играются в компании, но правила хорошо сбалансированы для того, чтобы получать удовольствие и от одиночного режима.
8. Интересное с точки зрения механик и игрового процесса фэнтези-приключение Влада Хватила «Mage Knight», игра больше всего приближена к компьютерным «Героям» в плане ощущений. Играть можно и компанией, но надо учитывать, что на четыре человека и больше процесс становится катастрофически долгим из-за большого даунтайма (время ожидания хода других). Для тех, кто не знает английского, есть отличная новость — в этом году одно из российских издательств выпустит локализацию базы и дополнений.
9-10. Карточные «Arkham Horror» с мощным детективным сюжетом и кризисная «The Lord of the Rings». Обе игры похожи, но есть отличия. «Arkham Horror» новее в плане механик и имеет более крепкий детективный сюжет, «The Lord of the Rings» скорее придётся по вкусу фанатам Джона Толкина. Минусом игр можно назвать формат их распространения. Базовая коробка позволяет познакомиться с правилами и предлагает несколько историй для прохождения, новые приключения необходимо докупать отдельно. В нашей компании прекрасно зашли обе, но полностью распробовать, на мой взгляд, эти игры можно только погрузившись в составление собственных колод карт, что позволяет их настроить под свой стиль игры. В большинстве же случаев, как и в моём, составление колод становится задачей «хозяина коробки» — ведь заниматься этим нужно перед игрой.
11. Серия «Legendary Encounters», в которой можно выделить игры, посвящённые вселенным Чужих, Хищника и супергероев Марвел. Все они относятся к жанру колодостроительных. В них участник начинает игру с определённой стартовой колодой и пополняет её путём приобретения более мощных карт с центра стола.
12-13. Евро-игры «Scythe» и «Terraforming Mars». Их нет в моей коллекции, но, судя по отзывам, на них стоит обратить внимание.
14. «Gloomhaven» — игра выпущена очень скромным издателем, но содержит огромное количество контента и включает свежие и оригинальные механики, а также элементы популярного сейчас легаси (постепенное изменение игрового мира и правил по ходу прохождения). Как и многие современные игры, этот проект увидел свет благодаря народной поддержке на Kickstarter, а уже в этом году будет локализован в России.
«Звёздные войны»
Отличных игр по этой вселенной много, но лидерство однозначно принадлежит американскому издательству FFG. Оно выпустило:
15. Дуэльная/командная стратегия во временном отрезке оригинальной трилогии «Star Wars Rebellion» с асинхронными сторонами конфликта, горой миниатюр и знакомыми всем персонажами. В игре не только хорошая стратегическая составляющая, которая заставляет активно работать извилины, но и шикарная атмосфера. После партии так и тянет вспомнить и обсудить отдельные игровые моменты, настолько кинематографичными они получаются.
16. Тактическая приключенческая «Imperial Assault», относящаяся к жанру игр с так называемым оверлордом (или властелином), когда один игрок берёт под свой контроль силы антагонистов, а все остальные играют в команде против него. В отличие от настольных ролевых игр, у оверлорда нет задачи «вести приключение», он имеет собственные цели, что добавляет игре азарта и тактическую составляющую. Большая игровая кампания состоит из отдельных миссий, исход которых влияет на развитие всего сюжета. Разумеется, чтобы пройти кампанию до конца, потребуется не один вечер. Например, у нас это заняло полтора месяца, собирались мы один-два раза в неделю.
17. Популярная дуэльная/командная «X-wing». Это схватки малых космических кораблей тактического уровня. В первую очередь игра дуэльная, но при желании можно увеличить количество игроков и разделиться на команды. Простые, но глубокие правила, качественные покрашенные модели кораблей и серьёзная турнирная поддержка делают игру очень популярной. Она прекрасно заходит и в «кухонном» формате. Конечно, удовольствие получается не дешёвым, особенно если претендуешь на победы в турнирах. На текущий момент выпущено более 50 моделей кораблей, каждый из которых стоит от $15 до $100. При этом, формируя свой отряд, часто возникает желание включить в него несколько одинаковых моделей кораблей или снабдить их улучшениями, карты которых присутствуют в наборе в единственном экземпляре. У меня на данный момент в коллекции ровно 50 кораблей. И, хотя я не участвую в турнирах, мне нравится собирать их ради коллекции.
Фэнтези
Фэнтези всегда было очень популярно среди настольщиков. А высказывание одного из крупнейших российских издателей настольных игр о том, что «космос не продаётся», быстро стало предметом постоянных шуток. В жанре фэнтези выпущено много игр самых разных типов и механик, но чаще всего их популярность обусловлена популярностью сэттинга, на основе которого разработана игра.
18-20. «Песнь льда и Пламени» («Игра престолов») настольная и карточная, а также «Battles of Westeros». Несмотря на общий сеттинг и одного издателя, эти три игры существенно отличаются.
Настольная «Игра престолов» — живая классика стратегий на контроль территорий. Прекрасные механики, дипломатия, торги, отсутствие рандома — всё это обусловило популярность игры. Главный минус — без дополнений или самодельных накладок на поле играется строго на шесть человек. Иначе пропадает баланс. В остальном же — бессмертный шедевр.
Карточная «Игра престолов» является представителем совсем другого жанра. Здесь у каждого есть две колоды карт. Одна побольше — с персонажами, артефактами, строениями и событиями, а другая — со специальными замыслами, которые корректируют правила на предстоящий раунд. Подходит как для дуэльного варианта, так и для больших компаний. Но, как и с любой живой или коллекционной карточной игрой, максимальное удовольствие от процесса можно получить, только имея свою копию игры.
Ну а «Battles of Westeros» — игра в солдатики, в которой обычно моделируется конкретное сражение. Признаться, я долгое время думал, что девушкам в нашей компании она не понравится, и мариновал коробку на полке: солдатики же. В итоге игра зашла абсолютно всем, а девушкам даже больше, чем парням.
20-22. Созданные компанией FFG игры по вселенной «Терринот»: «Runewars», «Descent: Journey in the dark», «Runebound». Это три совершенно разные игры по одной вселенной. В моём личном топе первые две стоят очень высоко, поэтому о них несколько слов.
«Runewars», по моему скромному мнению, является одной из лучших стратегий всех времён. Модульная карта делает каждую партию уникальной, великолепные механики создают пространство для мозговой работы, но не сильно утяжеляют процесс. Минусом к моменту, когда нас стало стабильно играть не меньше пяти человек, оказалось ограничение до четырёх. В итоге я нашёл фанатское дополнение в интернете и сделал необходимые элементы, а миниатюры войск вылепил из полимерной глины. Получилось вполне.
«Descent» похожа на «Imperial Assault», но в другом сеттинге. Есть оверлорд, выступающий в роли антагониста, и до четырёх других игроков, которые сообща пытаются помешать его коварным планам.
22-24. Вариации «Властелина колец»: «War of the Ring», «The Battle of Five Armies», живая карточная игра «Lord of the Rings».
Проверенная временем, но лишь недавно локализованная на русском языке «War of the Ring», по праву считается одной из лучших ассиметричных стратегий.
«The Battle of Five Armies» является развитием идей «War of the Ring». Ядро механик осталось тем же, но их неплохо причесали и осовременили. События же от глобального масштаба перешли к локальному и предлагают разыграть главную битву романа Хоббит.
24-26. «Warhammer Fantasy»: карточная «Warhammer Quest», «Warhammer Invasion», «Warhammer: Diskwars».
«Warhammer Quest» — полностью кооперативное карточное приключение, объединённое в последовательность миссий, прохождение которых влияет на дальнейший сюжет. У игры было всё для того, чтобы стать хитом, но практически сразу после выхода базовой редакции правообладатель и издатель не смогли договориться о продлении прав, из-за чего она потеряла возможность будущих дополнений.
«Warhammer Invasion» — представитель жанра живых карточных игр с популярными механиками. Во многом похожа на другие карточные игры американского издателя FFG, но имеет и свои интересные особенности.
«Warhammer: Diskwars» — это сражения тактического уровня между различными фракциями вселенной «Warhammer Fantasy». Иногда её называют «Warhammer Fantasy с миниатюрами для бедных», потому что воины представлены плоскими круглыми картонными жетонами. Но, на мой взгляд, «Diskwars» даже в чём-то превосходит предыдущие редакции правил своего старшего брата.
Постоянно обновляемые карточные (коллекционные или «живые»)
Они распространяются через бустеры со случайными картами или дополнениями с фиксированным набором карт.
26. «Magic the Gathering» — бессменный лидер коллекционных карточных игр. За счёт покупки бустеров или карт напрямую у других коллекцонеры постоянно пополняют свои владения (стоимость редких экземпляров достигает нескольких тысяч долларов за одну карту), вырабатывают тактику (например, агрессивное нападение мощными существами, хитрые комбинации или контроль колоды другого игрока) и формируют под неё колоду, с которой играют на турнирах или реже в компании друзей «на кухне». Существует довольно интересный драфтовый формат, когда игроки вскрывают несколько бустеров прямо перед партией, образуя по определённым правилам свои колоды из выпавших в этих бустерах карт. Это игра с огромной историей и тысячами фанатов по всему миру. Разумеется, разработчикам совсем не просто в новых выпусках находить и вводить новые механики, подогревающие интерес к ней, и при этом не ломать баланс, не допускать появления непобедимых или откровенно «читерских» комбинаций среди огромного количества карт.
27. «A Game of Thrones: LCG», она же карточная «Игра престолов» — постоянно развивающаяся за счёт выхода новых дополнений с фиксированным набором карт.
28. «Android Netrunner» — очень популярная и активно поддерживаемая издателем живая карточная игра в антураже хакерских и киберпанковских фильмов 90-х. В ней используется принципиальное разделение двух сторон дуэли на корпорацию, которая стремится защитить свои данные и реализовать свои проекты, и хакера, который пытается лишить корпорацию ресурсов или украсть у неё ценные сведения. Встречал в интернете негативные комментарии игроков-программистов, которые считают, что технический бэкграунд, процесс взлома и защиты информации далеки от реальности. Но людям, знакомым с ранним творчеством Гибсона или увлекающимся киберпанком, сразу станет понятно, откуда черпали вдохновение разработчики вселенной Android. Мне кажется, очень крутая вселенная. Сомневаюсь, что игра, в которой бы моделировался реальный взлом электронных данных, получилась бы интересной.
29-30. «The Lord of the Rings LCG» и «Arkham Horror TCG» — примеры кооперативных карточных игр, в которых от одного до четырёх человек сообща играют против «коробки». В отличие от остальных игр в этом списке, как правило, играются не в турнирном формате.
Игры с фиксированным набором карт
31. «Dominion» — сделала популярной механику декбилдинга, которая позволяет игрокам улучшать свою колоду в процессе. Например, люди начинают игру с фиксированным набором из определённого количества карт, одинаковых у всех участников. Колоды в таких играх обычно не очень большие, и когда карты заканчиваются, участники перемешивают свой сброс, формируя из него новую колоду. В процессе игры есть возможность «покупать» или добирать в свою колоду улучшенные карты и избавляться от слабых и ненужных. Таким образом, постоянно «прокручивая» свою руку в процессе игры люди настраивают колоду под стратегию, которую выбрали.
32. «Blood Bowl: Team Manager» — ещё один яркий представитель жанра декбилдинга. Кстати, эта весёлая и умная игра также основана на вселенной «Warhammer Fantasy». Это своего рода жестокая пародия на американский футбол. Обычно очень тяжело уговорить кого-то сесть за неё, сразу слышишь в ответ: «Да ну, это про американский футбол. Да ещё и с вампирами и гномами на самосвалах!». Но уже после первой партии впечатление большинства игроков резко меняется.
33. «Race for the Galaxy» — интересная и вариативная карточная игра про освоение новых планет и строительство своей галактической империи. База и несколько первых дополнений есть на русском языке.
Длинные игры
Условно их можно разделись на две больших группы.
Одни игры имеют очень длинное время партии, которую иногда приходится разделять на несколько подходов, сохраняя игру в разложенном состоянии на столе или записывая раскладку на конец текущей игровой сессии. Другие состоят из нескольких десятков последовательных миссий, каждая из которых проходится за один вечер, а вся кампания может занять несколько месяцев. Сейчас стала популярна легаси-механика, когда в процессе игры постепенно меняются условия и правила, что достигается за счет ввода новых компонентов из отдельных конвертов, наклейки новых фрагментов в книгу правил, на картах и полях, и даже уничтожении некоторых карт. Примеры?
34-35. «Pandemic Legacy» и «Gloomhaven» — рейтинговые представители жанра легаси.
«Pandemic Legacy» — кооперативная евро-игра на тему борьбы с летальной эпидемией. В обычной версии игроки берут на себя роли членов команды по борьбе с эпидемиями и путешествуют по карте мира, пытаясь остановить распространение четырёх патогенов. Версия игры с режимом легаси сохранила в себе оригинальную концепцию, но дополнила её новыми механиками. Теперь результат каждой сыгранной партии, в зависимости от того выиграли вы или проиграли, меняет определённым образом правила и развивает сюжет.
36-37. «Descent: Journey in the dark» и «Star Wars: Imperial Assault». С точки зрения механики, это практически близнецы. «Star Wars: Imperial Assault» несколько новее и, следовательно, доработана в мелочах.
38. «Twilight Imperium» — живая легенда настольных столов. Невероятно комплексная и столь же долгая. Эта эпичная космическая 4X-стратегия глубоко затрагивает практически все аспекты управления космической державой: строительство, инфраструктура, развитие технологий, исследование, колонизация, война, дипломатия, торговля, шпионаж. Добавим сюда модульное поле, два десятка доступных рас с бонусами и особенностями, десяток видов доступных отрядов, несколько гигантских колод карт и целую гору жетонов – и получим рецепт идеальной игры. Недавно вышла новая редакция, которую обещали локализовать на русском языке.
39. «StarCraft: The Board Game» — ещё одна легенда, требующая немало времени на партию в полном составе. На мой взгляд, один из самых успешных и близких к оригиналу портов компьютерных игр на стол.
40-41. Объединённые в общую глобальную карту «Axis and Allies 1940 Europe» и «Axis and Allies 1940 Pacific».
«Axis and Allies» — игра с богатой историей. На сегодняшний день существует более десяти разных версий и редакций. У нас она не очень известна, но в США является одной из самых популярных семейных игр. Основной акцент сделан на строительство новых отрядов и захвате территорий.
«Axis and Allies 1940 Europe» и «Axis and Allies 1940 Pacific». Самой интересной особенностью этих редакций является возможность объединения двух игр в одну с одной глобальной картой.
Филлеры
Короткие игры, которые обычно раскладывают перед «основным блюдом» для разогрева. А еще они отлично подходят в качестве игр «в дорогу». К этому жанру можно отнести известный многим UNO.
42. «Love Letter» (в локализации «Тайное послание») и масса игр по известным франшизам на этой механике. Её с большим удовольствием эксплуатируют, заменяя оригинальных принцесс и королей на персонажей человека-паука, звёздных войн и т.п.
43. «Sushi Go!» — распространённая карточная игра на составление выигрышного сета. Несмотря на кажущуюся простоту и детское оформление, здесь достаточно много комбинаций и возможностей. Но при этом они не нагружают игровой процесс. Достойный лёгкий филлер уровня UNO.
44. «No thanks!» — небольшая быстрая игра на принятие решений в условиях изменяющейся ценности игровых компонентов. Является одним из лидеров рейтингов филлеров.
45. «Neuroshima Hex!» — пожалуй, самая тяжеловесная игра в этом списке. По жанру это вполне атмосферный тактический варгейм в сеттинге ядерного постапокалипсиса. Думать и планировать нужно много. При этом партии играются быстро и бодро, если у игроков нет «паралича анализа».
Реалтайм-игры
Здесь начинают активно использовать мобильные приложения. Помимо таймера, приложение может служить способом генерации случайных событий и вести игроков по сюжету.
46. «Space alert» — кооперативная игра про выживание в космосе экипажа корабля. Сначала игра подкидывает участникам лучайный кризис. Затем игроки в режиме реального времени должны договориться между собой, кто какие действия и в какой последовательности будет выполнять. Например, перемещаться по кораблю, стрелять, направлять энергию на щиты. Время на принятие решений ограничено таймером. После того, как оно закончилось, все выполняют в принятой последовательности свои действия. Ошибка одного может разрушить стратегию всей команды. Например, кто-то должен выполнить действие запуска ракет, но другой игрок вовремя не зарядил ракету.
Проблемой подобных игр может стать так называемый альфа-игрок, который забирает на себя лидерство и начинает играть за остальных, руководя их действиями. Поэтому зачастую вводят специализацию, когда каждый игрок отвечает за свою зону ответственности (один — штурман, другой — стрелок) и личные цели, заставляющие принимать решение, внести ли больше вклада в общее дело или озадачиться индивидуальной победой.
47. «X-com» — порт компьютерной классики на стол. Игроки в роли руководителей различных отделов X-COM пытаются остановить инопланетное вторжение. Каждый игрок (отдел) отвечает за свою часть базы. Кто-то выслеживает корабли, кто-то занимается научными исследованиями, кто-то ведёт отряды оперативников в бой. Изюминкой является использование специального приложения для электронного планшета. Во-первых, оно генерирует большинство случайных событий. Во-вторых, служит хранилищем прогресса, так как в него записываются ключевые действия игроков. В-третьих, когда по условиям начинается реал-тайм фаза, приложение служит таймером. Игра получила неоднозначную критику. Многие ругают механику за большую зависимость от результатов бросков кубика. А вот факт внедрения электронного планшета, наоборот, был принят положительно.
48. «Captain Sonar» — необычная игра в реальном времени. Две команды, разделённые ширмой, выступают в роли экипажей подводных лодок, задача которых уничтожить своего соперника.
Квесты и загадки
С ростом популярности настолок значительно вырос психологический порог стоимости игры как таковой. Если 30 лет назад выпуск игры стоимостью в 100 долларов мог бы показаться безумием, то сегодня многие проекты на Kickstarter (площадка, на которой пользователи могут поддерживать своими деньгами разработку какого-то интересного им продукта, а взамен получить экземпляр этого продукта, если кампания по сбору средств и само производство закончится успешно) ценой в 500-700 долларов за комплект с дополнениями собирают по 10-20 тысяч спонсоров за месяц. Например, один из проектов не так давно собрал почти 13 млн. долларов всего за месяц. Это сделало возможным появление сравнительно недорогих на общем фоне «одноразовых игр» в формате квестов/загадок. Ведь раньше никто не был готов покупать полноценную коробку с множеством качественных компонентов для прохождения за один игровой вечер. Иван рекомендует:
49. «Агентство ВРЕМЯ» с отличным сюжетом, яркими иллюстрациями и новаторским движком. После выхода игра произвела настоящий фурор, потому что предложила необычную механику. Игроки выступают в роли агентов организации, которая следит за устранением временных парадоксов. Здесь есть несколько отдельных миссий: участники отправляются в путешествие во времени (психбольница 20-х, древний Египет, Испания 15 века, альтернативное настоящее, в котором произошел зомбиапокалипсис и т.д.), в ходе которого они должны исследовать местность, выяснить причину возникновения временного парадокса и устранить его. Если игроки не успевают выполнить задачу за отведённое количество раундов, игра перезагружается, и они возвращаются в начало, но при этом сохраняют свои знания и информацию, добытые в ходе прошлой попытки. Теперь они могут расходовать своё время эффективней, не отвлекаясь на тупиковые улики. Этакий День сурка. На самом деле, механика очень затягивает.
50. «Sherlock Holmes Consulting Detective» — самобытная и необычная игра с высоким рейтингом и увлекательным процессом. Ознакомившись с обстоятельствами дела и изучив местные свежие газеты, необходимо искать зацепки в телефонном справочнике и на карте, чтобы продвинуться по сюжету. Разработчики продумали огромное количество альтернативных цепочек и тупиковых улик, что делает каждое расследование реально интересным и очень азартным.
51-52. «Unlock!» и «EXIT: The Game» — настольные реализации квест-румов. Как и две предыдущие, тоже одноразовые игры. По уровню погружения в сюжет, они, конечно, далеки от «Агентства ВРЕМЯ», но своих денег стоят. Я бы рекомендовал попробовать хотя бы одну из версий тем, кто любит загадки и квесты в реальности. Тем более языковой барьер с недавним выходом локализаций пропал.
Это лучшие игры, которые вошли в коллекцию компании. Возможно, у вас свой топ крутых настолок?