"Рядом с мужчиной, который ниже, я выгляжу, как девушка из эскорта". Белоруски о том, как жить с ростом 180+
На волне флешмоба #янебаскетболистка мы расспросили нескольких действительно высоких белорусок о том, как пережить школьные шутки про «дылду» и «каланчу», про трудности с подбором одежды и о том, легко ли найти спутника, с которым не придется общаться в вынужденном режиме «сверху-вниз».
«Джинсы приходится покупать мужские: спасибо моде, что парни носят скинни!»
Анна, 31 год, руководитель отдела тестирования ПО:
«Меня зовут Аня, и мой рост 183 сантиметра — таким было бы мое приветствие на встрече клуба людей, страдающих от своего высокого роста. Мама у меня миниатюрная (по моим меркам) — всего 160 см. А вот отец был рослый — выше 190 см. Считался очень завидным кавалером, но, думаю, и он, как я, маялся от комплексов.
Все свое детство и юность я была выше большинства сверстников. В то время, когда хотелось быть частью какой-то тусовки, я вечно выделялась, всегда была на виду со своими нелепыми длинными и худыми руками, ногами, шеей, сутулой спиной… Стоило только пройти мимо, когда кто-то „накосячил“, — меня считали причастной, потому что приметили.
Обидные прозвища "шпала", "дылда", "жираф", "шланг", "глист" были моими вечными спутниками на протяжении всех школьных лет. А так хотелось быть нежной и хрупкой дюймовочкой, принцессой, которую хочется взять на ручки… А не ходулей с 41-м размером ноги, на которую ни одна изящная туфелька не подойдет. Все во мне казалось таким непропорциональным, будто из цирка уродцев. Именно так я себя и чувствовала.
Самыми частыми вопросами при знакомстве со мной были: „А ты в баскетбол играешь?“, „Собираешься стать моделью?“, „В кого ты такая длинная?“, „Когда уже перестанешь расти?“, „А ты лампочку вкрутишь без табуретки?“. Вроде ничего плохого и можно потерпеть, но просто набило оскомину отвечать на одни и те же неудачные шутки и неуместные комментарии. А ведь у меня еще и фамилия говорящая — Вершигора! Ха! Было бы забавно, если бы у человека с такими данными в паспорте росту было на метр с кепкой.
Романтика юных лет обошла меня стороной, потому что со мной не хотели встречаться мальчики — им было еще расти и расти до моих высот. На танцах на „медляк“ меня мог пригласить только самый отчаянный парень, ведь с моими габаритами „вести“ меня было сложно.
Сейчас я вспоминаю моду тех лет — туфли на высоких каблуках с длинным носом. Представьте, как мне сложно было найти свой размер, а потом ходить в этих лыжах! Да еще в коротковатых брюках или джинсах. И если мои подружки могли меняться вещами, я оставалась в сторонке, на мне все сидело, словно одежда с младших сестричек. Зато я носила рубашки и джинсы старшего брата (кстати, делаю это до сих пор). Часто покупаю обувь (кроссовки, лоферы, зимние ботинки) и джинсы в мужских отделах (спасибо моде, что парни носят скинни!). Но вообще, для меня удивительно, что в ХXI веке, когда люди стали бодипозитивными, когда в моде модели „плюс сайз“, все еще настолько остро стоит проблема производства одежды для людей с ростом 180+. Ведь я не одна такая особенная, нас много, и мы огромная и жаждущая аудитория!
По части покупки вещей у меня, кстати, есть свой небольшой лайфхак: одежду на высоких девушек не так быстро сметают из отделов детской одежды, в том же ЦУМе. Например, осенью, покупая школьную форму для сына, я смогла найти себе несколько блузок, деловые брюки и стильный удлиненный жилет. Это была удача! То же и с обувью: 41 размер редко встретишь. Наверное, сестры по несчастью расхватывают быстро. А вот в отделах обуви для школьников такой товар даже запылиться немного успевает.
Больше всего я всегда сочувствовала своему брату. Он у меня невероятно высокий, сейчас его рост — 2 метра и 12 сантиметров. Это же нужно постоянно уклоняться от низких дверных проемов, люстр, лестниц в подъезде, поручней в общественном транспорте; вечно находиться в поисках одежды на свой рост и обуви по размеру (просто чтоб была, а то ведь завтра можешь и не найти). Никому такого не пожелаю!..
А самая нетривиальная проблема с лишними сантиметрами (если можно это так назвать), с которой встретилась я — это отсутствие возможности купить самокат на мой рост. Поэтому на своем самокате я катаюсь, немного пригнувшись. А еще очень страшно, когда пристегивают крепления в парке аттракционов: нужно немного „съезжать“ на сиденье, чтобы не придавило.
К сожалению, только лет в 18−20 мне удалось примириться со своим ростом и научиться его воспринимать как нечто нормальное, само собой разумеющееся, а временами даже как достоинство! Тогда я носила высоченные каблуки и задирала вверх носик, чтобы лучше была видна шикарная шея. Это был долгий путь принятия себя и своего тела, избавления от стеснения и комплексов. Повзрослев и став более мудрой, я вовсе перестала обращать внимание на рост: и на свой, и на чужой. Все мы обладаем своими особенностями, и мир без этого был бы пресным, скучным и однообразным. Наверное, в понимании этого и кроется весь секрет баланса, к которому я так долго стремилась!»
«В 4 классе я уже была выше учительницы, а в 5-м носила мамины туфли»
Анастасия, 31 год, директор развивающего центра «Академия юных талантов», учитель иностранных языков, фотомодель, визажист, киноактриса:
«Мой рост — 185 см. Родители с детства говорили мне, что высоким девочкам и девушкам нужно гордиться своим ростом и соответствующе себя преподносить. Ведь высокий рост — это подарок судьбы. Я постоянно находилась и нахожусь в центре внимания, и это обязывает меня всегда быть ухоженной, опрятной и хорошо выглядеть независимо от того, где я нахожусь: на работе, на съемках или на вечерней пробежке. Часто прохожие пытаются со мной заговорить, познакомиться или просто сфотографироваться. И я всегда стараюсь быть приветливой и вежливой, даря им в этот момент положительные эмоции и хорошее настроение.
К сожалению, в подростковом возрасте все было не так позитивно. Я ощущала себя не такой, как все, и не понимала, как себя вести и как реагировать на происходящее. Уже в 4 классе я была выше учительницы, а в 5 классе я уже носила мамины туфли на небольшом каблучке. С этого же периода началось излишнее внимание ко мне со стороны противоположного пола. Я постоянно ощущала дискомфорт и смущение, выходя на перемену в коридор, где ловила на себе десятки взглядов одноклассников и старшеклассников. Мои родители, осознавая мое физиологическое превосходство над сверстниками, старались одевать меня скромно, чтобы не привлекать еще больше внимания.
Уже со школьных лет я испытывала дискомфорт с покупкой одежды. Потому что к 16 рост был уже 182 см. Большая часть одежды мне не подходила по росту, чаще всего бренды, которые мне нравились, выпускали одежду максимум до роста 165−170 см. Поэтому зачастую приходилось покупать не то, что хотелось, а то, что хорошо село… Именно с того времени я и начала пользоваться услугой портнихи, которая подарила мне возможность выглядеть стильно, модно, подчеркнув все достоинства моей фигуры.
Я веду достаточно активный образ жизни: люблю путешествовать, посещать театры, выставки, концерты, галереи, тренинги и мастер-классы. Но часто бывает так, что, придя за положительными эмоциями или знаниями, я испытываю дискомфорт от предоставленных мест. Думаю, эта проблема знакома многим высоким людям. Обычно более или менее комфортно мне только первые полчаса…
К примеру, недавнее посещение Национального академического Большого театра оперы и балета для меня оказалось одним сплошным мучением. Несмотря на бесподобное исполнение, я не могла дождаться окончания оперы, потому что испытывала жуткую боль от того, что на протяжении нескольких часов мои колени впивались в переднее кресло. Такая же ситуация с авиаперелетами, поездками в поезде, автобусе и в автомобиле. Если есть возможность, я, конечно, стараюсь покупать места возле прохода, чтобы можно было вытянуть ноги, но это тоже удается далеко не всегда.
В быту из-за своего роста, помимо этого, особых проблем не испытываю: ко всему можно привыкнуть и приспособиться. Да, в школе постоянно сидела на задней парте, в кафе пару раз билась головой о низко висящие светильники и в маршрутке о потолки биться тоже случалось. Но даже для фото как-то ни разу меня не просили приседать, чтобы быть на одном уровне со всеми. Даже наоборот, именно меня всегда просят делать совместные селфи, потому что у меня руки самые длинные! Так получилась, что у меня всего одна высокая подруга, все остальные из моего окружения примерно на голову ниже. Но ведь не по росту же друзей и коллег выбирать!..
Да, замечала, что некоторые девушки, когда не наденут каблуки, чувствуют себя рядом со мной некомфортно: очень уж велик контраст. Но я уже давным-давно не комплексую по поводу роста. И комфортно себя чувствую даже в туфлях на 10-сантиметровом каблуке.
Конечно, нельзя не упомянуть о мужчинах и их отношении к моему высокому росту. Я уже говорила, что повышенный интерес ко мне представителей сильного пола начался с ранней школы. Мальчики, парни, мужчины смотрят на меня, как на „конфетку“ в красивой обертке. Даже мои юные ученики, по рассказам их родителей, говорят: „Когда вырасту, обязательно женюсь на Анастасии Витальевне!“. Конечно, это приятно, но были и ужасные моменты, когда на меня буквально „набрасывались“ иностранцы.
Да, в моем окружении много достойных мужчин. Но с детства, как и у любой девочки, у меня сложились свои представления о том, каким должен быть мой принц. Высоким, сильным, мужественным, чтобы рядом с ним я себя чувствовала маленькой принцессой. На собственном опыте я давно проверила, что если рядом со мной мужчина ниже ростом, я начинаю испытывать дискомфорт от того, как нелепо и смешно мы, должно быть, выглядим. И как пара совершенно не смотримся. Наверное, это больше напоминает со стороны „услуги эскорта“, а мне не хочется, чтобы окружающие обо мне так думали… А все время ходить по малолюдным улочкам, чтобы не попадаться никому на глаза, — что же это за жизнь?..»
«Хочется иногда самой „повиснуть“ у парня на шее, а не так, чтобы он у тебя»
Нина, 27 лет, фитнес-инструктор, в прошлом — профессиональная волейболистка: «Несмотря на то, что сейчас мой рост — 188 см, да и в школе был немаленьким, никто никогда меня обидно не обзывал. Наверное, повезло! У меня в классе было сразу четыре высокие девочки, и на тот момент две из них были выше меня. Да и ребята тоже все вытянулись к 11 классу, так что школьные „дразнилки“ обошли меня стороной. В университете тоже ничего такого не было — там все уже взрослые адекватные люди.
С 14 лет я начала всерьез заниматься волейболом. Думаю, родители отдавали меня туда, преследуя сразу несколько целей. В том числе, чтобы я получила возможность постоянно находиться в кругу людей одного со мной роста. Вполне вероятно, что именно благодаря этому мои маленькие комплексы не переросли в большие.
Я играла во многих профессиональных волейбольных клубах Беларуси, есть медали с чемпионата страны и призы республиканской универсиады. Несколько лет играла за границей в Бельгии, сейчас перешла на пляжный волейбол (побаливает травмированное колено), в котором тоже неоднократно была призером чемпионатов и кубков Беларуси. Сейчас я каждый день тренируюсь на песке и работаю фитнес-инструктором. Все-таки сидячая работа не для меня!..
Безусловно, высоким девушкам в волейболе и том же баскетболе многое удается лучше, но это не значит, что прямо всем, кто выше 180, одна дорога — в игровой спорт. Это еще от характера зависит. У меня он и без того волевой, а в спорте еще больше закалился и привык к дисциплине. Но, честно говоря, звездой волейбола я быть никогда не мечтала. Мне просто нравится спорт сам по себе, а вообще-то я когда-то мечтала быть врачом, а училась на логиста.
Если говорить о плюсах, то высокая девушка всегда заметна, обращают внимание в транспорте и на улице, тем более если еще красивая фигура и одета соответствующе. Не раз говорили комплименты. Чаще всего, что я очень эффектная девушка, или „ух ты ж какая длинноногая!“.
Туфли на высоких каблуках я, конечно, особо не ношу, но не из-за роста, а скорее из-за неудобства: уж очень болит спина, если долго ходить. А каблуки высотой в 12 см я позволяла себе носить только тогда, когда парень был — волейболист ростом под два метра. А так, поскольку моя работа связана со спортом, то мне даже „тупо по работе“ удобнее ходить в спортивном.
Джинсы я покупаю всегда только в брендовых магазинах типа Levi's или Mustang — там всегда есть модели на высокий рост. А вообще, с одеждой всегда сложности: как правило, видишь вещь и хочется ее, нравится цвет и фасон, и практически всегда нет твоего размера или вещь узка в плечах, широка в талии, и рукава короткие… Платье, которое на девушке с ростом 160 см будет „в пол“, на мне будет смотреться, как туника. Да и с обувью тоже всегда непросто. 41−42 размер женской обуви — не самый ходовой товар… Но, например, кроссовки можно вполне и мужские купить. А вот одежду покупать приходится чаще в европейских магазинах, и это обходится довольно дорого.
Если говорить о личной жизни, то почти все парни, с которыми у меня были отношения, были выше. Но часто сталкивалась с проблемой, что есть симпатия к человеку, но где-то на подсознательном уровне сразу отсекаешь для себя этот вариант, говоришь внутреннее „нет“. Думаешь: „А вдруг и правда что-то получится? И как это я буду с парнем, который ниже? Лучше уж и не начинать“. Но всегда бывают исключения. Был и у меня парень ниже меня сантиметров на шесть. Вроде бы не сильно заметно, но все равно часто бывало неловко, и я старалась не носить каблуки. Все-таки, что ни говори, а хочется иногда самой „повиснуть“ у парня на шее, а не так, чтобы он у тебя. Хотя среди моих знакомых есть девушка 178 см ростом, а вышла замуж за парня, который 170 см. Но я бы, наверное, так не смогла».