А.Лукашенко: «Небольшие государства должны самостоятельно выбрать свой путь»
Первый день официального визита нашего Президента в Молдову подходит к концу. Он был знаковым по настрою – вывести сотрудничество двух стран на новый уровень.
«А этому ничто не мешает», – подчеркнул сегодня Александр Лукашенко на переговорах со своим молдавским коллегой Игорем Додоном. Пусть товарооборот Беларуси и Молдовы плавающий (даже в последние годы снизился), но сейчас самое время преломить тенденцию и вернуться к былым позициям.
Ведь фундамент есть, а это крепкие и давние связи двух государств и дружба двух президентов. То, что Беларусь – участница Евразийского экономического союза, а Молдова взяла курс на сближение с Европейским, партнёров не смущает. У стран нет закрытых тем, а доверие и готовность к сотрудничеству – выше политики.
Сочные фрукты, ароматное вино – это, пожалуй, главные ассоциации, когда речь заходит о солнечной Молдове. И, конечно, этот набор впечатлений не будет полным без теплоты и гостеприимства, которые прочувствуют гости страны. Туристов год от года здесь всё больше, но прилететь из Минска в Кишинёв напрямую невозможно. Неудобно, говорят и отдыхающие, и бизнесмены. Нужен прямой рейс.
Стать ближе друг другу как в прямом географическом смысле (наладить воздушный маршрут между столицами всё же надо), так и в экономическом (предстоит укрепить контакты в торговле) – это цель официального визита Президента Беларуси в Кишинёв. Здесь при встрече Александру Лукашенко преподносят не только хлеб и соль, но и по местному обычаю – бокал вина.
Но и без этих символов понятно – нашего Президента встречают как самого дорогого гостя. Как неоднократно отмечал Игорь Додон (чуть меньше года его встречали в Витебске на «Славянском базаре»), Беларусь – тот самый друг, который познаётся в беде. Особенно здесь помнят 2014 год. Тогда Кишинёв ратифицировал Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, а Россия тут же закрыла на прочный засов свой рынок для молдавских товаров. Для аграрной страны это стало жёстким ударом. Александр Лукашенко в том же 2014 во время визита в Кишинёв заявил, что Беларусь закрываться не станет. И этот шаг здесь помнят и высоко ценят. Такой уровень доверия – лучшая основа для разговора о перспективах сотрудничества. Александр Лукашенко признался – в Кишинёве не чувствует себя гостем, ощущение, что приехал домой.
Сегодня Молдова встала на путь экономического возрождения, после сложного периода, который люди будут долго вспоминать с болью и горечью.
Один из острейших кризисов страна пережила осенью 2015. В палаточном городке у Дома правительства люди протестовали против обнищания. И на контрасте – чуть ранее со счетов молдавских банков исчез миллиард евро. Сумма – огромная. Для сравнения: это половина всех государственных расходов небольшой страны. Ещё большими оказались имиджевые потери – доверие европейских партнёров и инвесторов было подорвано. Молдова оказалась на грани дефолта. Только на восстановление репутации и борьбу с коррупцией ушло несколько лет.
Сейчас экономика стабилизировалась. И речь идёт о перезапуске программ развития местной промышленности, но главное – сельского хозяйства. Плодородная земля, благодатное солнце, казалось бы, что ещё надо! Чтобы вырастить богатый урожай винограда, овощей или фруктов – никуда без техники и технологий. Белорусские уровень и качество – вполне устраивают.
Сергей Склифос тракторный бизнес начинал в 90-е годы. За это время были взлёты, когда в Молдову поставлял партии под 1000 машин, и падения, когда продавали единицы или вообще ничего. Нынешнюю весну глава предприятия по сборке тракторов для виноградников встречает с оптимизмом: рынок разогрет, спрос растёт. Но не расслабишься, ведь конкуренция среди продавцов агротехники острая. И 921 модель «Беларуса» образно сравнивают с автоматом Калашникова: трактор доступный, простой и надёжный. Только белорусское «оружие» исключительно мирное. За продуктивность трактор и ценят в первую очередь фермеры, называя «кормильцем». Его особенность – ширина чуть более двух с половиной метров. Только такой габарит может пройти между рядами лозы.
Впереди контракт на покупку ещё 30 машин. Подпись под документами стороны поставят завтра на форуме делового и межрегионального сотрудничества. Участие в нём примут около 50 руководителей предприятий и районов Беларуси. Из Молдовы – сразу 190 участников. Предварительные договорённости оцениваются в 16 миллионов долларов. Будет подписан контракт на поставку тракторов в дополнение к тем, что здесь собирают, и договор о продаже машинокомплектов троллейбусов. Бело-синий транспорт «Белкоммунмаша» уже стал одним из символов Кишинёва.
В столице Молдовы пассажиров перевозят 220 троллейбусов, но городу необходимо ещё примерно столько. Другой общественный транспорт, автобусы, и вовсе преклонного возраста – венгерские «Икарусы», хоть и двигаются, но скрипят вовсю. Минский автомобильный завод готов помочь. И организовать в Молдове совместную сборку по аналогии с троллейбусами.
Аграрии предлагают построить молочно-товарный комплекс «под ключ» на основе белорусских технологий. Интерес к этому проекту повышенный. Как отметил Александр Лукашенко: Молдова – партнёр, с которым невозможна конкуренция. У стран совершенно разные экономики – и это на руку развитию отношений.
А вот что касается торговли, то здесь правительствам предстоит большая работа. Если в 2000 страны начинали со скромных 70 миллионов и, прирастая год от года, достигли 400 миллионов в 2014. То потом три года подряд был спад. И сейчас стоит задача: сначала вернуться на пиковую высоту, а затем преодолеть её.
Говоря об экономике Молдовы, нельзя не упомянуть о её политических особенностях. В стране долгое время наблюдается противостояние президента Игоря Додона, которого считают пророссийским, и премьер-министра Павла Филиппа, который возглавляет проевропейское правительство. Время от времени ситуация обостряется: только в этом году Конституционный суд Молдовы дважды отстранял Додона от исполнения президентских обязанностей, когда он не одобрил назначение министров, предложенных премьером, и отказался подписать Закон о борьбе с иностранной пропагандой. Что касается отношений с Беларусью – здесь у сторон единое мнение: это надёжный союзник и привилегированный партнёр. Примечательно, что такой позиции придерживаются и многочисленные партии страны, вне зависимости от политических ориентиров.
И сегодня Александр Лукашенко откровенно рассказал формулу сотрудничества с Молдовой с учётом её политических ньюансов.
В самом центре Кишинёве – монумент, отлитый ещё в 1927 году. Стефан III – незаурядная фигура в европейской истории, он правил Молдавским княжеством 47 лет (практически всю вторую половину XV века), был одним из самых видных правителей своего времени. Отстоял независимость от Османской империи, Венгрии и Польши, носил титул господарь. Также называли и великих князей литовских. И это ещё одно звено, характеризующее общность двух стран.
Завтра Александр Лукашенко проведёт переговоры с премьер-министром Молдовы Павлом Филипом, с которым продолжит обсуждение экономических вопросов, а с президентом Игорем Додоном примет участие в «Дне Поля». Местный институт земледелия как раз начинает сеять кукурузу. Сроки и качество посевной, что в Беларуси и в Молдове – дело дисциплины, соблюдения сроков и, конечно, техники. В данном случае, тракторов «Беларус». Кстати, именно на этой технике завтра будут работать президенты. Урожай же Игорь Додон обещал отправить в Беларусь.