«Когда брал деньги, надо было думать…» В Гомеле суд рассматривает дело обманутых дольщиков
18.04.2018 17:20
—
Разное
В зал заседания не протиснуться. Только потерпевших больше 30. Пока несостоявшиеся дольщики ждут начала процесса, эмоции бьют через край. Ведь каждый вкладывал свои кровные. Кто-то продавал машины-гаражи. Кто-то одалживал. Теперь же ни того, ни другого. Почему решили строиться через частную компанию, объясняют просто:
– Во-первых, центр города. Садики, школы, поликлиники – рядом. Во-вторых, на тот момент было дешевле, чем у других…
А вот что до предпринимателя, оставившего людей без денег и квартир, тут мнения разнятся. Одни уверены, что именно он завел ситуацию в тупик и теперь должен за это отвечать. Другие думают иначе: если бы местные органы власти отслеживали стройку, вовремя отреагировали на жалобы людей, заменили застройщика, то таких потерь не было бы.
На первом заседании представитель областной прокуратуры огласил материалы гособвинения. По версии следствия, предприниматель должен был возвести в центре города на улице Тельмана два десятиэтажных дома с подземной парковкой. Однако построил только один. Второй остался лишь на бумаге. Тем временем на объект сполна получил от граждан деньги в виде именных жилищных облигаций, но использовал их по своему усмотрению.
Предприниматель, за плечами у которого 11 классов образования и определенный опыт строительства в Беларуси и России, с предъявленным обвинением не согласен. Уверенно оперирует пунктами и инструкциями:
– Не понимаю, в чем противоправность моих действий?
В зале подобные риторические вопросы многими воспринимаются болезненно:
– Выкрутится… Опять выкрутится. Здесь он – герой. А почему не собрал людей, не объяснил? Когда брал деньги, надо было думать…
Со слов обвиняемого, предыстория строительства такова. Ранее фирма приобрела участок земли за 98 тысяч долларов, однако вовремя его не использовала. Городские власти изъяли землю. Но взамен предложили право на строительство двух многоэтажных домов в центре Гомеля. Для этого нужно было снести частный сектор и расселить людей. Фирма согласилась. Едва началась стройка, как в процесс стали вмешиваться различные службы. Она то и дело приостанавливалась. Это повлекло за собой сбой графика и потери из-за простоя. Для того, чтобы увеличить рентабельность проекта, фирма-застройщик решила на отведенном участке возводить не девятиэтажные, а десятиэтажные дома вместе с подземной парковкой и офисами на цокольном этаже. Обвиняемый заверяет, что все нужные согласования были получены. Под этот проект фирма и выпустила несколько серий жилищных облигаций…
Гособвинитель поинтересовался:
– У вас было два варианта строительства: долевое и через облигации. Последний механизм на тот момент еще был слабо развит. Почему выбрали его?
– Так было проще начинать и вести строительство. Меньше вмешательства госорганов…
По залу опять пробежал шепот:
– Вот-вот, меньше вмешательства. Давал нам официальные ответы: «Через десять дней будет снос частного сектора», хотя по правде ничего не делалось. И ведь все на фирменном бланке, за подписью, с печатью…
Судебное следствие продолжается. После допроса обвиняемых слово будет предоставлено потерпевшим. Некоторые из них уже на первом заседании предъявили иски о возмещении материального и морального вреда. Например, один из потерпевших потребовал от обвиняемого 10 тысяч рублей компенсации за потрепанные нервы и неоправданные надежды.
Фото автора