«Клубы перестроили в мечети». Репортаж из советского микрорайона Кабула
Жилая застройка 1970-х годов от советских специалистов должна была служить «витриной социализма» для всего Афганистана.
Один из таких микрорайонов — который незамысловато называется «Макрорейян» — посетил блогер из Беларуси Максим Мирович.
Это место примечательно тем, пишет он, что его часто показывали в телевизионных репортажах о советско-афганской войне: где-то в Афгане по пыльных караванных тропах вчерашние советские школьники рвались на минах, а в СССР шли бравурные репортажи о «мирном советском строителстве в Афганистане» — мол, наши солдаты строят там дома и дороги, а бандиты-басмачи мешают им это делать.
Макрорейян был построен в Кабуле в семидесятые годы, а отдельные его кварталы достраивались еще и в восьмидесятые. Внутренние кварталы района назывались «блоками» — блок один, блок два, блок три и так далее. Внутри района были магазины и несколько клубов, а также была центральная площадь и здание Дома культуры.
Жилые дома представляли собой типичные панельные хрущевки высотой в 4-5 этажей — в самом СССР к семидесятым годам такие здания уже почти не строились, но в Кабуле по какой-то причине было решено возводить именно такие. Жить в этих домах должны были советские специалисты, а негласной целью застройки района была «демонстрация советского образа жизни» афганцам — мол, посмотрят сейчас простые афганцы на все преимущества жизни в советской хрущевке, и тут же попросятся в СССР шестнадцатой республикой.
А теперь давайте посмотрим, как выглядят эти кварталы изнутри.




















Свой пост автор закончил цитатой бывшего жителя Макрорейяна родом из СССР, что жил там в восьмидесятые годы:
«Каждый хочет жить счастливо, без войны. Мы отняли у многих из афганцев простое счастье — быть дома, рядом со своими детьми, женами, любимыми, ездить на рыбалку, просто шептаться в кустах. Почему мы все думаем, что это нужно только нам? Почему никогда не думаем, что эти «дикие средневековые люди» не хотят того же? В конце концов, многие из них просто были такими же, как мы — горячими, ничего не понимающими и стремившимися уничтожить врага, вторгшегося на их Родину. Оставьте их в покое, наконец. Они достойны лучшей жизни. Они люди и, наверное, лучше многих из нас».